В момент выхода в 1850 году опера подверглась цензуре и была предана забвению. Возрождение началось лишь в 1960-х годах, а в нашей стране постановка впервые была показана на сцене «Новой Оперы», где с успехом идет уже второй сезон.
Режиссер-постановщик «Стиффелио» Екатерина Одегова уходит от традиционного прочтения сюжета, где в центре внимания – измена жены, муки ревности, выстраданное прощение мужа-священника. Основная линия сюжета – кризис веры главного героя – протестантского пастора Стиффелио. Измена жены для него – момент истины, суровое испытание веры, которая казалась незыблемой. Создатели спектакля в поисках сценического воплощения обращаются к лучшим произведениям европейского кинематографа – «Дневник сельского священника» Робера Брессона (1951), «Слово» Карла Теодора Дрейра (1955), «Причастие» Ингмара Бергмана (1962). Постановка выглядит аскетично, а созданные костюмы отсылают к дагеротипам Викторианской эпохи. В лаконичном, практически пустом пространстве спектакля драма выходит на первый план – не только символически, но и буквально: постепенно надвигающаяся из глубины стена по мере действия выталкивает героев на авансцену трагедии.
В заглавной партии – приглашенный солист Большого театра России Сергей Поляков. Певец выступал в известных оперных театрах мира: в Берлинской государственной опере, Королевском театре Ковент-Гарден, Национальном театре Мангейма, Королевской опере в Стокгольме и во многих других. В роли Лины, жены Стиффелио, – Елизавета Соина, знакомая театральной публике по ролям Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Мадам Баттерфляй в одноименной опере и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини.
Фильм был создан при помощи многоплановой съемки несколькими камерами с использованием передовых технологий видео, света и стереозвука. Крупные планы позволят публике в прямом и переносном смысле приблизиться к эмоциональным переживаниям героев и разглядеть мельчайшие изменения в мимике актеров. Режиссером киноверсии выступил Валерий Спирин, уже известный постоянным зрителям проекта по работе над предыдущими релизами – «Пиковая дама», «Реверс», «Ночь перед Рождеством».
Опера «Стиффелио» получила положительные отзывы в прессе. Екатерина Бирюкова пишет для «Коммерсанта»: «Кинематографическая игра теней и световых пятен в максимально лапидарном черно-белом пространстве нового спектакля важна не меньше, чем игра актеров. На фирменное беспечное кружение вердиевской музыки тоже деликатно наброшена тень. А маэстро Александр Самоилэ увлеченно показывает ее сложность, многозначность и многослойность».
Проект «Театр в кино», задуманный и реализованный телеканалом «Россия-Культура» и дистрибуторской компанией КИНО.АРТ.ПРО для трансляции на больших экранах лучших отечественных театральных постановок, поддержан Министерством культуры РФ и более чем десятком российских театров. Количество участников проекта продолжает расти. Девиз «Театра в кино»: «Театр становится ближе, театр становится доступнее».
Проект, поддержанный в эфире телеканала «Россия-Культура», а также других телеканалов, радиостанций и онлайн-ресурсов, входящих в медиахолдинг ВГТРК, уже увидели жители 60 городов страны. Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России: сетей КАРО, Объединенной киносети «Формула Кино / Синема Парк», «Москино», кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров – «Аврора» (Санкт-Петербург), «Победа» (Новосибирск), «Горизонт» (Ростов-на-Дону).
Партнер проекта – TheatreHD.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений