Опера макбетовского масштаба с большой трагедией и страстями. А знаменитые частушки Варвары – как чашечка кофе в парфюмерном магазине, такая перебивка в опере, чтобы вдохнуть свежего воздуха и пойти дальше.
Феликс КоробовдирижерРодион Константинович Щедрин (род. 1932) – советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Автор семи опер, пяти балетов, трех симфоний и 14 концертов. Среди его произведений – многочисленные камерные, инструментальные, вокальные и хоровые сочинения, музыка к кино и театральным постановкам.
Когда возникла идея постановки, я сразу понял, что хочу делать этот спектакль только с Евгением Писаревым. Мы очень давно дружим, работали вместе (он ставил у нас в театре «Итальянку в Алжире» Россини, потом была очень серьезная и важная работа для нас – некая реконструкция и переосмысление «Истории солдата» Стравинского, очень дорогой для нас проект, в который мы вложили много сил и времени). Главное – мы говорим с ним на одном языке, а иногда и думаем параллельно в одном направлении. Сколько раз в нашей работе было, когда мы о звонили друг другу с одной и той же мыслью, пришедшей в голову одновременно. К тому же, появление Евгения Александровича в репетиционном классе – это всегда праздник. Его любят артисты. Он принадлежит к той редкой сейчас когорте режиссеров, которые решают, что они хотят сделать, а уже только после этого выходят к артистам с четко поставленными задачами. Он невероятно умеет создать не просто рабочую атмосферу, но и атмосферу радости творчества, что очень важно. Радостная атмосфера на площадке, удовольствие от совместно проживаемого процесса творит с артистами чудеса. Мне очень хотелось, чтобы мои артисты получили вот этот заряд солнца.Когда я пришел к Писареву с клавиром оперы «Не только любовь», он сразу заинтересовался, и мы «без раскачки» начали обсуждать и проговаривать какие-то вещи. И когда уже у нас родилась концепция спектакля, когда я уже работал над партитурой, мне в руки попали автобиографические записки Щедрина. Я открыл книгу и увидел целую главу об этой опере. До нее – целую главу о том, как Родион Константинович ездил с фольклорными экспедициями по деревням, и как из этого всего выросла «Не только любовь». Щедрин ввел частушку в «серьезную оперу», тогда это считалось невозможным новаторством. И опять-таки, он все делает не впрямую. Но главное в том, что он увидел во времена послевоенной разрухи в деревнях, где было все: оптимизм и надежда, боль и страх, и как это претворилось в творчество.© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ Владимир Дмитрук (Володя) и Наталья Зимина (Варвара Васильевна)© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ Исполнительница партии Варвары Васильевны Наталья Зимина1 / 2Владимир Дмитрук (Володя) и Наталья Зимина (Варвара Васильевна)© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 2 / 2Исполнительница партии Варвары Васильевны Наталья Зимина© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТКонечно, работать с этой музыкой и текстом – большое удовольствие и счастье. Либретто Василия Катаняна практически полностью соответствует рассказам Сергея Антонова, положенным в основу оперы. Текст выверен с точки зрения удобства исполнения и произнесения певцами слов.
Феликс КоробовдирижерДействие разворачивается в послевоенном колхозе, в котором живут женщины и либо дети и старики, не бывшие на войне, либо вернувшиеся калеки. И тут возникает такой танец как кадриль – он позволяет танцевать с любым партнером. Это танец-разговор, во время кадрили всегда решалось очень много вопросов. Все мы помним кадрили из фильмов Шукшина, знаменитую кадриль из картины «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Появление этого жанра у Щедрина – не менее важное событие в музыке.В нашей постановке время действия полностью соответствует написанному. У нас певцы в ватниках в первом акте и женщины в красивых деревенских платьях во втором. Я уверен, что эта колхозная история будет понятна сегодняшнему зрителю. Ведь благодаря литературе и фильмам в нашем генетическом коде заложены представления о том времени. В наше сознание встроено представление о деревне и деревенской жизни. Никакого осовременивания не нужно, сложности восприятия нет. Но мы, конечно, не занимаемся просто иллюстрацией текста, наше отношение к нему как постановщиков несомненно будет присутствовать.Эскизы костюмов художницы Марии Даниловой к постановке оперы «Не только любовь»© предоставлено пресс-службой МАМТВ опере три главных персонажа: председатель колхоза Варвара Васильева, Володя и его невеста Наташа. Всех их композитор наделил развернутым, современным и технически сложным с вокальной точки зрения материалом. Щедрин использует пределы диапазонов, максимальные физические и эмоциональные возможности певцов. У всех остальных персонажей оперы небольшие фразы и реплики, которые разбросаны в течение всего действия, но при этом цепляются одна за другую.Здесь сложное взаимодействие оркестра и солистов. Партии прописаны не как отдельный голос под аккомпанемент, а как тембр внутри громадной звуковой массы. Значительную роль играет и хор, несмотря на то, что он активно звучит только во втором акте.Это первая опера Родиона Щедрина задала сразу высокую планку его творчества. Еще тогда молодой композитор сформулировал важные для себя принципы: полифоничность, работа с фольклором, хоровая опера.
Феликс КоробовдирижерМы неслучайно премьеру делаем под 8 марта, уверен, что нашим слушательницам будет близок этот накал страстей и женские судьбы. И как для нас важна искренность творимого, так и для публики важна искренность восприятия. В этом смысле, я думаю, опера придется ко двору и будет любима нашим зрителем.Евгений Писарев, режиссер-постановщикЭта история очень привязана к послевоенному времени, трудному и голодному. Ко времени, когда женщин осталось много, а мужчин – мало. Войны в этом произведении как бы нет, действие происходит почти спустя 10 лет. Но все, что происходит – это ее последствия. Женщины, которым нужно самим разбираться с хозяйством, работой. Они руководят, работают и тащат на себе все, что можно. Но при этом тоскуют по любви и мужскому плечу.Другое дело, что мы пытались все происходящее как бы поднять над бытом, это больше была наша задача с художником-постановщиком Максимом Обрезковым.Художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев во время сбора труппы.© РИА Новости / Владимир ФедоренкоПерейти в медиабанкЯ был очень удивлен, когда Феликс Коробов предложил мне взяться за этот музыкальный материал. Я – режиссер драматического театра, и если берусь за оперу, то обычно выбираю то, что знаю и люблю. Как человек, не закончивший музыкальную школу, я понимаю все, что «на квадраты делится» – это скорее Чайковский, Россини. А все что имеет более сложную и авангардную структуру – я бы сам за это не взялся.Щедрин – великий современный композитор, но мне всегда казалось, что я до понимания такой музыки не дорос. Но, послушав оперу и изучив все материалы, я был приятно удивлен и заинтересован.Это первая опера Родиона Константиновича Щедрина, где очень сильна мелодическая основа. К тому же это произведение про деревню, где второе действие построено на частушках, и мне было интересно попробовать поработать с народной культурой.Я в этом произведении вообще услышал огромный разброс от советских песен до «Катерины Измайловой» Шостаковича. Щедрин показывает себя как композитор, который может писать разную музыку, и в духе народной песни, в том числе.
Евгений Писареврежиссер© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ Дирижер Евгений Писарев на репетиции© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ Исполнитель роли Володи Кирилл Матвеев и режиссер Евгений Писарев на репетиции1 / 2Дирижер Евгений Писарев на репетиции© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 2 / 2Исполнитель роли Володи Кирилл Матвеев и режиссер Евгений Писарев на репетиции© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ С драматической точки зрения за этой музыкой стоит очень хорошая драматургия. Начиная работу, мы вдохновлялись кинематографом 1950-х годов, смотрели фильмы «Чужая родня» и «Дело было в Пенькове». Спектакль наш идет час сорок минут без антракта, это близко к формату художественного фильма. Эти годы – время перед оттепелью. Сталина уже нет, а эпоха оттепели еще не наступила (началом эпохи считают ХХ съезд КПСС 1956 года, на котором был развенчан культ Сталина – прим. ред.). Старое отмирает, новое еще не появилось.Всего несколько дней назад Феликс Коробов дал мне почитать автобиографические заметки Щедрина. Я за один день «проглотил» эту потрясающую книгу, где целая глава посвящена опере «Не только любовь». Щедрин дает очень интересные подсказки.Клавир оперы Щедрина «Не только любовь»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ Для нас сейчас разница в 10-15 лет между мужчиной и женщиной не играет особой роли. А Родион Константинович как раз это подчеркивает. Важно не то, что героиня Варвара Васильевна – председатель колхоза, а Володя – загульный паренек, а важно то, что она старше его.Щедрин пишет, что очень важны страхи, которые живут не вне нас, а внутри нас. Не то, что окружающие осудят героиню, а, скорее, фрейдистские мотивы, живущие в людях, которые о Фрейде и не подозревают.
Евгений ПисареврежиссерА страхи все те же: я его люблю сильнее, чем он меня, боюсь, что он меня бросит, боюсь, что я буду несостоятельна в отношениях. Эти подсказки автора больше воплотимы в драматическом театре или кино, потому что в опере прежде всего мы ориентируемся на голос исполнителя.Но мне это говорит о том, насколько серьезно Щедрин подходил к написанию этой оперы. Для него это не только музыкальная ткань, но и большое художественное полотно, которое он прорабатывает с точки зрения истории и психологии. Опера «Не только любовь» обозначена как лирическая, но она еще и психологическая, при этом с элементами юмора и комедии. А какая русская история, тем более деревенская, может быть без юмора? Макет декораций художника Максима Обрезкова к опере «Не только любовь»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 17:25 27.02.2024
Нет элементов для просмотра
Нет мнений