Вот о чем говорил глава государства на совещании: «Продолжить обсуждение бюджетных планов, причем не только на ближайшую трехлетку, но и на долгосрочный период до 2030 года. Принципиально важно сохранить ответственные, сбалансированные, предельно реалистичные подходы в области бюджетной политики».
Это, конечно, весьма своеобразный юбилей, да и слово такое вряд ли уместно. Но в эти дни ровно 10 лет, как против России были введены первые масштабные экономические санкции.
«История России показывает, что мы как правило и жили под санкциями, начиная с момента, когда Россия начинала вставать на ноги и чувствовать себя крепко», – говорил Путин в 2017 году.
В 2014 году мир был крайне удивлен, что Россия не смирилась и не проглотила очередное унижение – на этот раз госпереворот на Украине с демонстративно антироссийским уклоном, горячо поддержанный Западом.
«О последствиях санкций должны думать те, кто их собираются вводить в современном мире. Когда все взаимосвязано и все друг от друга зависят, конечно, можно нанести ущерб друг другу. Но это будет взаимный ущерб, и об этом тоже нужно подумать. А второе: и это, собственно, самое главное. Я уже сказал о мотивах нашего поведения. А мотивы поведения наших партнеров-то в чем?» – задавался 10 лет назад вопросом российский лидер. – Мы должны для себя решить: готовы мы отстаивать свои национальные интересы или будем вечно их сдавать и отступать непонятно куда."
«Мы хотим сохраниться и бороться, изменить к лучшему нашу структуру экономики, быть более независимыми, пройти через это или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили там на стенку? Вот какой у нас выбор!» – объяснял он.
Фрагмент фильм Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», 2015 год, разговор автора картины с Путиным.
— Если бы все повторилось, поступили бы с Крымом так же?
— Ну конечно, а вы как думаете? А как можно было иначе?
При этом поведение западных политиков уже тогда логике не очень поддавалось. Первые санкции против крупных бизнесменов, которые вообще не имели никакого отношения к Крыму. Но санкции ввели и против всех крымчан. А ведь их вроде бы Запад и защищал от некой незаконной аннексии.
«Если это аннексия, то они не виноваты ни в чем? За что вы их наказываете? А если это не аннексия, а результаты голосования, то надо признать, что это демократия и оставить их в покое», – комментировал тогда Путин решения Запада.
Сейчас, спустя 10 лет, очень уместно вспомнить, что уже тогда провозглашалось.
Барак Обама, президент США: «Российская экономика разорвана в клочья».
Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Очевидно, что санкции определенно повлияют на Владимира Путина и Россию».
Тогда же впервые России обещают тотальную изоляцию.
«Да у них моторесурса и бензина не хватит, чтобы всю Россию объехать. Какая изоляция?» – поражался Владимир Путин.
Президент Франции Франсуа Олланд утверждал: «Мы готовы к усилению санкций и к разработке новых, если это будет необходимо. Цель таких действий – предотвратить новую конфронтацию».
Сейчас мир знает, что и Олланд, и Меркель именно к этой конфронтации и готовили Украину. В видеоархиве при этом десятки, если не сотни, таких вот заявлений. Санкции за якобы невыполнение минские соглашений, санкции за якобы вмешательство в американские выборы, санкции за якобы отравления Скрипалей, санкции за кибератаки, санкции за Сирию. В какой-то момент все сбились со счета.
Вот диалог президента РФ с американской журналисткой Меган Келли в 2018 году.
— Получилось что-нибудь? Нет! Сдержать Россию не удалось и не удастся никогда!
— А в кибепространстве мы можем сдержать Россию?
— Я думаю, что Россию нигде нельзя сдержать, ну послушайте, вы вон Северную Корею не можете сдержать, о чем вы говорите? И зачем? Зачем друг друга сдерживать, нападать, подозревать, мы предлагаем сотрудничать!
Но раз сотрудничать не хотели, то западной сельхозпродукции тогда, 10 лет назад, был запрещен доступ на российский рынок. И все чаще стали звучать голоса с призывом вернуть западных сельхозпроизводителей на российский рынок.
Программа «Москва. Кремль. Путин» задавала вопрос в 2019 году о том, что иногда звучат призывы со всеми помириться. Если представить, что Россия все выполнила – что это даст экономике?
«Что значит помириться? Мы ни с кем не ругались и не хотим, мы хотим дружить, – парировал глава государства.
»В середине 90-х мы были всем хороши и всем нравились, когда нам присылали по линии гуманитарной помощи картошку", – напоминал президент.
— Как долго будут санкции в силе, каково будущее России?
— Будущее России не зависит от санкций, будущее России только от нас.
Российский лидер подчеркивал – нам больше всего с вами нужно думать о себе: «Нужно заниматься своей экономикой, сельским хозяйством, поддержкой экспорта, здравоохранения, образования, – вот это самое главное, чем мы должны заниматься, руководствуясь известным принципом „собака лает – караван идет“.
В петербургском форуме в 2018 году участвовал Макрон. Внимательно слушал про отношение Путина к санкциям: „Это ведет к ограничениям на каком-то этапе. Потом все равно осуществляется прорыв, находятся пути решения проблем и все встанет на свои места, поэтому в конечном итоге такая политика не имеет никакого смысла“.
После начала специальной операции на Украине на Россию обрушили просто вал санкций, запретили, отменили и закрыли для россиян все. И все те же слова, которые мир уже слышал.
Вот глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: „Российская промышленность разорвана в клочья“.
Кого и как рвут санкции – в России тоже предупреждали задолго. „Они – как правило – имеют эффект бумеранга“, – говорил Владимир Путин в 2014 году.
Санкции далее стали вводить даже против тех, кто защищает права детей. А крупнейшие газопроводы попросту подорвали. Казалось бы, после такого экономика России уже точно не должна была оправиться.
»Но мы уже не рухнем, всем уже понятно. И им все понятно. Нет, забрались в эту колею и едут. Типа назло кондуктору куплю билет и не поеду, – иронизировал Путин в 2023 году. – Многие люди и в нашей стране, и за рубежом просто удивлены тем, что в российской экономике… такой прыти от нас, похоже, никто не ожидал".
«Несмотря на ожидания противника, у нас ничего не рухнуло, все работает, и карта „Мир“ работает, и финансовая система функционирует, банки наращивают свои возможности. Есть и другие системы современные, а в 2014 году ничего подобного не было», – отмечал президент РФ.
В 2024 году и в США, и в России обсуждали походы всемирно известного журналиста Такера Карлсона по российским магазинам, кафе, и его неприкрытое удивление.
«Россия стала первой экономикой Европы, несмотря на все санкции, – подчеркивал Путин. – Это нормально с вашей точки зрения? Санкции, ограничения, санкции везде и во всем, по кораблям и самолетам, повсюду. А мы стали первой экономикой Европы»!
Экономические задачи на будущее сформулированы руководителем страны: «Чтобы у нас все было хорошо, а у них грустно. Этим приходится заниматься круглосуточно, по-другому невозможно».
Нет элементов для просмотра
Нет мнений