Китайские ученые все рассчитали точно: и время, и место приземления космического аппарата на полигоне Сыцзыванци во Внутренней Монголии. Как только капсула с лунным зондом коснулась Земли, на месте развернули флаг КНР.
Такой же, из базальта, теперь и на обратной стороне Луны, откуда китайцы первыми и доставили на Землю бесценный реголит.
За каждым шагом шестой миссии «Чанъэ» (это имя китайской богини Луны и бессмертия) следили, не отрываясь. Как зонд летел, прилунялся, как 48 часов собирал породу из крупнейшего и старейшего на Луне бассейна Южного полюса – Эйткена с помощью роботизированной руки и специального бура.
«Детектор как компьютерный томограф. Он провел в общей сложности четыре сканирования. Первое, до начала бурения, позволило получить предварительное представление о залежах на трехметровой глубине», – отмечает научный сотрудник Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук Су Янь.
Возраст доставленных на Землю проб, которые уже ждут в лаборатории, около 4 миллиардов лет. До этого изучали моложе на целый миллиард. И мало было образцы добыть – важно доставить. Ведь сажать на обратную сторону Луны напрямую аппараты невозможно – сигналы с Земли не доходят. Поэтому КНР отправила еще и спутник-ретранслятор «Цюэ-цяо-2» – он дублировал с орбиты Луны команды из ЦУПа для «Чанъэ-6». И все получилось.
Вообще, первые образцы лунной породы на Землю доставили еще в 1970-м – это результат работы советской межпланетной станции «Луна-16». Но тогда был 101 грамм, а тут уже около двух килограммов.
Но главное – Китай смог поставить процесс прилунения своих аппаратов на поток.
«Мы стремимся понять структуру Южного полюса Луны, надеемся увидеть, есть ли там вода. Самое главное – мы проведем несколько технических экспериментов, чтобы понять, как использовать ресурсы на Луне», – рассказывает главный исследователь четвертого этапа китайского проекта по исследованию Луны, академик Китайской академии наук Ван Чи.
Осваивать Луну вместе с ее ресурсами Китай предлагает землянам вместе. И в первую очередь – странам БРИКС. Пекин вовсю готовится к строительству своей лунной базы, где намерен высадиться к 2030-му.
В следующей, седьмой, миссии «Чанъэ», как сообщается, могут быть задействованы и российские приборы. Москва – один из ключевых партнеров Пекина в освоении космоса. А новые соглашения о сотрудничестве открывают по-настоящему космические перспективы. И к 2036-му на Луне может появиться и совместная китайско-российская станция.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений