Мечети и церкви, базары с восточными сладостями, фонтаны и колодцы – место, где изменила ход европейская история, за последние несколько веков осталось прежним.
Представить, как выглядело Сараево 100 лет назад, можно здесь, в районе Башчаршия. Это самая старая часть города, которую построили еще турки-османы в XV веке.
«Башчаршия» означает главный, самый большой перекресток. Здесь и сошлись пути наследника австрийского престола Франца Фердинанда и группы революционеров из организации «Млада Босна», что боролась за независимость Боснии и Герцеговины от Австро-Венгрии. В их числе и был Гаврило Принцип.
«Его выстрел был началом конца феодальной системы, которая была у нас. Последняя феодальная система, которая была в Европе – это было у нас, в Боснии и Герцеговине, и он герой, был героем и будет», – уверен режиссер Эмир Кустурица.
Эрцгерцог Франц Фердинанд был инспектором военных учений в Боснии и прибыл в Сараево утром 28 июня. Программа визита была известна заранее. Шестерка членов «Млады Босны» заняла свои места на пути следования автомобильного кортежа. Но план провалился в самом начале.
Один из нападавших – Неделько Чабринович – сумел бросить гранату, но она отскочила от кабриолета эрцгерцога на дорогу. Осколки убили водителя машины охраны и ранили около 20 человек. Чабринович проглотил пилюлю с цианистым калием и спрыгнул в реку. Однако яд оказался просроченным, а река – обмелевшей. Чабриновича сильно избили горожане и сдали полиции. Гаврило Принцип к тому времени уже знал о неудачной попытке и по собственной инициативе перешел на новое место. Судьбу мировой истории решила случайность.
Роковое событие для всей планеты произошло около Латинского моста через реку Миляцка. Машина с герцогом завернула направо вглубь города. На углу, где сейчас находится музей, стоял Гаврило Принцип. Выстрелы прозвучали с очень близкого расстояния – 1,5 – 2 метра.
Раны оказались смертельные. Франц Фердинанд и его супруга София скончались с интервалом в несколько минут. Принцип тоже хотел покончить с собой и разгрыз ампулу, но яд оказался из той же просроченной партии и вызвал лишь сильную тошноту. Очевидцы так сильно избили Принципа, что в тюрьме ему пришлось ампутировать руку.
Дальнейшие события развивались стремительно и через месяц привели мир к первой глобальной войне и новой исторической эпохе.
«Австрия была в первую очередь заинтересована, потому что она использовала этот момент для нападения на Сербию. Она давно готовила кампанию против Сербии и ждала удобного случая, чтобы начать эту войну», – рассказывает директор Института исторических наук Университета Восточного Сараево Драга Мастилович.
Сразу же после покушения в Австро-Венгрии и Германии началась массированная антисербская кампания. Вот, например, одна из карикатур того времени – Сербия должна умереть – наглядно свидетельство того, что убийство эрцгерцога явилось для австро-венгерских и германских правящих кругов лишь поводом для агрессии против Сербии. Вена обвинила в организации убийства Белград и предъявила ему унизительный ультиматум.
«Есть еще один документ, письмо начальника немецкого генерального штаба начальнику австрийского генерального штаба от февраля 1913 года, где он пишет следующее: моя позиция теперь, как и раньше, состоит в том, что неизбежно должна быть война между немцами и славянами, что необходимо мобилизовать все народы германского духа, но было бы хорошо, если бы инициатива исходила от славян», – говорит директор государственного архива Республики Сербии Мирослав Перишич.
Историку Мирославу Перишичу удалось доказать, что в Вене знали о готовящемся покушении. Существует немало версий того, кто именно организовал убийство эрцгерцога. В этом обвиняли как германский генеральный штаб, так и сербскую офицерскую организацию «Черная рука» и ее лидера, полковника Димитриевича под псевдонимом Апис. Однако сейчас эти версии признаны бездоказательными. Директор национального архива Сербии показывает нам уникальный документ – письмо, написанное австрийским тайным агентом. Агент сообщает об угрозе безопасности Франца Фердинанда во время его пребывания в Сараево. Он пишет, что некоторые люди уехали в Боснию и что теперь станет видно, как отреагирует боснийский полицейский аппарат.
Еще в королевской Югославии начал формироваться культ Гаврилы Принципа и организации «Млада Босна»: выстрел Принципа там воспринимали как сигнал к восстанию против австрийских оккупантов и созданию единого югославянского государства.
Уже в 1920 году в Сараево, на сербском православном кладбище Св. Михаила, была открыта Капелла героев, где был похоронен Принцип и его соратники. А в 1930 году в центре города была установлена памятная доска с надписью: «На этом историческом месте Гаврило Принцип предвосхитил свободу».
А на кадрах немецкой кинохроники 1941 года – первым делом после входа фашистских подразделений в Сараево табличку с места убийства Фердинанда снимают и отправляют в подарок в Берлин. Табличку преподнесли на день рождения Адольфу Гитлеру – связному Первой роты Шестнадцатого баварского полка во время Первой мировой.
Сегодня на месте покушения новая, уже четвертая по счету версия памятной доски. Официальное Сараево Принципа считает исключительно убийцей и террористом. Но стоит отправиться в восточную часть города, где живут сербы, и там совсем другое отношение.
«Мы до сих пор чтим их как героев, как людей, которые боролись благодаря своим революционным идеям за освобождение народа от завоевателей, – заявляет мэр Восточного Сараева Любишь Чосич.
Однако в контексте современности все же можно сказать, что Босния и Герцеговина – это страна, в которой те силы, против которых боролся Гаврило, все еще имеют влияние и все еще пытаются проводить свою колониальную политику. И результат этой политики в 2024 году такой, что Босния и Герцеговина не может существовать как государство.
Сохранение исторической памяти о сараевских событиях – дело принципа еще и для кинорежиссера Эмир Кустурицы. В планах уроженца Сараева документальный фильм о земляке.
»Попадали эти колониальные системы в Европе. Одна, которая не разрушилась – это Босния и Герцеговина. И поэтому в Сараево о Принципе не говорят как о человеке, которым он был на самом деле. А он был герой. Он и его символы освободили нас в Первой мировой войне, и это было так в Италии – Гарибальди, – у вас был Бакунин. Было много этих организаций, которые изменили лицо Европы", – утверждает режиссер.
В современной Сербии в честь Гаврилы Принципа названы улицы городов, а в центре Белграда в правительственном квартале стоит памятник. Но вряд ли сербам, которые официально находятся на европейском пути, те же Германия и Австрия еще долго будут прощать почтительное отношение к Гавриле Принципу. Сразу после убийства его хотели казнить, но по тогдашним австрийским законам максимальным наказанием для 19-летнего было лишь тюремное заключение.
Принцип заболел туберкулезом и скончался в тюремной больнице в апреле 1918 года. Австро-Венгрия пережила Гаврилу Принципа всего на полгода.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений