Чудный деревянный особняк времен послепожарной Москвы до сих пор в Хамовниках благодаря Савве Ямщикову. Заметил, восстановил – и много лет устраивал здесь выставки, посвященные искусству реставрации, которое мечтал сделать популярней балета.
«Он говорил, что это такая магия открытия вещи заново. Ему хотелось не только самому наблюдать за этим, но и рассказать об этом», – рассказала дочь – Марфа Ямщикова.
Выпускник истфака МГУ, он начинал в мастерских Марфо-Мариинской обители, раскрывал слои на древних иконах в музее Рублева, в Кижах спас 300 образов. Произведения, которые не брались восстановить другие, приносил в свою мастерскую на Пречистенку.
«Это привозилось сюда и, если это возможно было отреставрировать, это реставрировалось и дарилось в храм», – говорит заслуженный художник РФ Елена Болотских.
Он был консультантом у Тарковского во время съемок «Андрея Рублева» и шутил, что подержал в руках каждую икону, которая сохранилась в стране. Более 20 лет ездил по провинциальным музеям, чтобы в запасниках отыскать и описать произведения древнерусской живописи.
«Это давало для центра Грабаря возможность отбора наиболее интересных вещей, наиболее нуждающихся», – рассказывает заведующая реставрационным отделом Псковского музея-заповедника Наталья Ткачева.
Вновь открытые и восстановленные иконы Савва Ямщиков показывал на выставках, впервые после революции возвращая советской публике древнерусское искусство.
Сам родом из Москвы, он называл столицу мачехой, а провинцию – матерью России. Особое место в его сердце всегда занимал древний Псков.
Он работал в Псково-Печорской лавре, спасая фрески, открывая потаенные образы. Сумел убедить настоятеля передать музеям коллекцию живописи, в которую входили полотна Айвазовского.
«То, что мы сейчас обладаем большой частью коллекции знаменитого настоятеля Псково-печорского монастыря Алипия Воронова – это тоже Савва Васильевич Ямщиков», – уверена генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.
В Пскове, который он считал городом, близким себе по духу, сердце болело за каждый древний храм, каждый кирпичик кремлевской стены.
«Город уничтожен полностью, уничтожены памятники. Понастроены десятки и сотни домов рядом с памятниками», – говорил когда-то и сам Савва Ямщиков.
С невероятным трудом он все-таки сумел добиться восстановления шатра над Покровской башней, которую в 90-е сожгли вандалы. Не задумываясь, бросился в бой, когда узнал о проекте застройки заповедных ландшафтов Пушкинских гор.
«Этими землями владеют сейчас люди, которые теперь не могут здесь ничего построить. Слава Богу и спасибо Савве Васильевичу!» – поделился ведущий сотрудник музея-усадьбы «Тригорское» Константин Бурченков.
Так случилось, что вечный покой он обрел именно в тех местах, за которые так рьяно сражался: его могила – на древнем погосте по соседству с усадьбой «Тригорское».
Память о Савве Ямщикове бережно хранят в музее, построенном его друзьями.
«На его рабочем столе – все вещи, которыми пользовался Савва Васильевич Ямщиков. Диктофон на сегодняшний день до сих пор работает», – призналась директор Музея друзей Саввы Ямщикова Марина Лукомская.
Памятник Ямщикову открыли на набережной Пскова. У художников это теперь любимое место для пленэра.
«Его вспоминают, как растревоженную совесть. Поступки Ямщикова – они все равно заставляют нас иногда действовать так, как, наверное, он нас бы благословил», – уверен архитектор-исследователь, реставратор и краевед Владимир Васильев.
Подвижник, бессребреник и величайший патриот России. «Что может быть лучше, если ты знаешь, что дело твое не напрасно?» – говорил художник-реставратор, искусствовед и заслуженный деятель искусств РСФСР Савва Ямщиков.
Человек, который напомнил целой стране о том, как важно для будущего беречь свое прошлое.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений