Буквально в четверг на этой неделе в поселке Калита Киевской области раскольники силой захватили Свято-Николаевский храм канонической Украинской православной церкви. Неизвестные в военной форме и балаклавах сменили замки на дверях храма. Без всяких документов и разрешений.
В среду СБУ устроила обыски в Введенском монастыре в Киеве. У монахов изъяли телефоны и флешки. Их подозревают в «распространении российской пропаганды».
Две недели назад Верховный суд Украины отобрал у канонической церкви Успенский собор в городе Каневе в Черкасской области и передал в госсобственность. На Украине теперь подобные захваты называются возвращением исторического сооружения народу.
И это лишь свежие примеры. Украинское православие дробят, уничтожают уже давно. Цель понятна – выбить духовную опору, стравить людей, уничтожить культуру и страну, чтобы творить там что угодно, не встречая сопротивления… Огромная трагедия для всех нас.
Аналогии с тем, что пытаются сделать и с сербским православием, увидел знаменитый кинорежиссер Эмир Кустурица.
Создатели фильма ставили перед собой задачу показать европейскому зрителю то, что западные СМИ игнорируют – то, как киевский режим уничтожает православие на Украине.
Этот фильм Эмира Кустурицы – о том, как украинцев хотят лишить их веры, а значит их идентичности и государства. Эта тема близка и сербам.
«Надо верить и надо быть вместе православным народам», – отметил Кустурица.
На вопрос, почему режиссер решился снять картину и опасная ли это тема, Кустурица ответил: «Не сложная тема, это очень обычная тема, американский генерал, который сказал, что православие – враг №1, так что надо быть храбрым… Нет».
Один из героев картины – отец Николай из Киева. Храм, где он служил, сейчас полностью разорен.
«На сегодняшний день сотни избитых священников, тысячи захваченных храмов, множество уголовных дел и миллионы тех, кто не сдается, кто не отрекся от своей веры», – говорит отец Николай в фильме.
Отец Николай смог приехать на премьеру в Белград.
«Просьба ко всем христианам всего мира молиться за страждущий украинский народ, за страждущую украинскую церковь. Выстоим и победим. Христос с нами», – отмечает отец Николай.
В фильме представлена хронология раскола: сначала госпереворот 2014 года, с этого времени и начинаются гонения на православие. Декабрь 2018, Стамбул. При поддержке Константинопольского патриарха из двух раскольнических организаций и создают так называемую ПЦУ.
Еще один герой фильма – Руслан Калинчук, православный миссионер и философ, уроженец Ивано-Франковска. За то, что Калинчук отказался отречься от своей веры и перейти в стан раскольников, ему на родине угрожали убийством.
«Сербы сейчас понимают, что на самом деле происходит на Украине, кто на самом деле руководит – тот же самый Запад, кто разбомбил их страну, а потом превратил ее в торпеду, в страну-камикадзе, бросив ее против России», – заявил богослов Руслан Калинчук.
Есть в фильме и кадры захвата Киево-Печерской лавры. Над верующими, которые молятся в защиту святыни, издевается толпа.
«А Запад молчит. Будто бы христианский Запад. По-моему, к сожалению, в большей степени бывший христианский. Запад уже постхристианский во многих своих проявлениях, молчит, ничего, все нормально. А в то же самое время мы получаем уроки о правах, о демократии и так далее», – отметил владыка Ириней Булович, епископ Новосадский и Бачский, Сомборский и Сегединский.
«Сегодня в Киеве православная церковь терпит гонения от безбожной власти. Это объяснимо, так как лучшие творения человечества берут начало в религии и вере человеческой в Бога. И именно это сегодня разрушают», – говорит Кустурица в фильме.
И сами сербы всю свою историю отстаивали право на православную веру, а значит – и на собственную идентичность. Один из таких примеров – самая величественная церковь на Балканах, храм Святого Саввы.
Храм построен на том самом месте, где турки-османы в XVI веке сожгли мощи главного сербского святого, чтобы наказать православный народ за сопротивление. Святой Савва – основатель Сербской православной церкви. И об этом храме сербы мечтали несколько веков.
На фресках в сводчатой золотой крипте храма – сербские мученики разных времен. Это и царь Лазарь, которому турки отрубили голову на Косовом поле, и новомученики Ясеновацкие – православные узники хорватского лагеря смерти, принявшие мученическую смерть от рук усташей во время Второй мировой.
Рубеж XX и XXI веков для сербской церкви тоже был трагичным. Сначала – бомбардировки независимой Югославии авиацией НАТО в 99 году. Уникальные кадры – в еще голых стенах храма Святого Саввы два патриарха – Сербской и Русской православной церкви – Павел и Алексий Второй – молятся о прекращении войны и страданий.
Следующее большое испытание – уже в марте 2004 года. Косовоалбанские силы устраивают страшный погром, сжигают все, что есть сербского в Косове – главным образом церкви.
Украинский сценарий раскола пытались реализовать в Черногории. Сербские святыни планировали передать организации под названием Черногорская православная церковь. Наша съемочная группа тогда смогла разыскать раскольников.
Глава организации – Мираш Дедеич, лишенный сана самопровозглашенный митрополит. В рабочем кабинете – портрет главы украинских раскольников Михаила Денисенко. При этом черногорские раскольники не исключали даже выход из православия.
На вопрос журналиста Дедеичу, могут ли черногорские раскольники перейти из православия в какую-то другую конфессию, например, римско-католическую, Дедеич ответил: «Каждый епископ может. То же и патриарх русский Кирилл, он, может, завтра скажет: „Не хочу быть патриарх русский, хочу быть в другой церкви“. Это свободная воля».
Этому человеку черногорские власти хотели передать святыни сербского православия, такие как Острожский и Цетинский монастыри, но верующие массово встали на защиту своей веры. В религиозных протестах – так называемых литиях – принимали участие 50% населения страны.
А это уже Белград, русский православный храм Святой Троицы. Подворье Московского патриархата в эти дни отмечает юбилей – ровно сто лет назад, 21 сентября 1924 года, на этом месте провели первую литургию. Сербия тогда поддержала терпящую гонения Русскую православную церковь и приняла сотни православных священников.
Отец Виталий – настоятель Свято-Троицкого храма в Белграде уже в третьем поколении. В Сербию приехал еще его дед. В правом притворе храма покоятся останки главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта Петра Врангеля. А среди реликвий здесь, например, хранится кусок детского одеяла святого мученика цесаревича Алексея, которое нашли белогвардейцы в доме Ипатьевых. Сегодня прихожане храма – и русские, и сербы.
«И вот с первого дня здесь собираются на молитву на богослужениях и православные русские, конечно, и православные сербы многие любят традиции русского богослужения, приходят к нам в храм на молитву регулярно», – отметил протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской православной церкви в Белграде.
Храм, в основание которого при строительстве была заложена горсть грунта из России, – сегодня еще один зримый символ многовекового православного братства.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений