А как вам такое высказывание? «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Знакомо? Это тоже он, Конфуций, за пять веков до Христа.
В Китае празднуют 2575 лет со дня рождения Конфуция.
Каждый год они собираются вместе, чтобы на родине своего великого предка почтить его память. Фамилию Кун (Конфуций на китайском Кун-Цзы) в Цюйфу носит едва ли не каждый пятый – таксист, доставщик еды или местный партийный чиновник.
«Лично я знаю здесь минимум две тысяч человек, которые являются потомками Конфуция», – говорит директор информационного центра Бюро по контролю за киберпространством города Цюйфу Кун Цян.
— А это, получается, тоже маленький Конфуций?
— Да, выходит, что так. Мой сын. Естественно, потомок. Нас в городе – 150 тысяч.
Родословная самой известной китайской династии едва умещается на тысячах страниц. Последнее издание систематизировали и выверяли целых тринадцать лет. Это если не брать во внимание предыдущие две с половиной тысячи. Родился же Конфуций еще до нашей эры.
— Конфуций – это корень нашего фамильного дерева. И дальше – ствол и ветви. По всему миру почти три миллиона человек.
Кун Вэйчжун – один из тех, у кого конфуцианство – в прямом смысле – в крови. Потомок Конфуция в 78-м поколении, преуспевающий бизнесмен, он считает, что своими успехами обязан исключительно конфуцианским заповедям.
«Главное – это быть в гармонии. С собой и миром. Это самое важное», – уверен потомок Конфуция в 78-м поколении Кун Вэйчжун.
Войти в храм Конфуция раньше могли только императоры и особы к ним приближенные, то есть ближайшее императорское окружение. Простые люди не могли это сделать категорически, это было запрещено. Но сейчас, понятно, императоров уже давным-давно нет, так что смело идем внутрь.
Тут про Конфуция каждому расскажут: родился в аристократической, но обедневшей семье, привлекательностью от природы не отличался. Зато давал окружающим советы, как себя вести и как ко всему относиться. А те, кто все это слушал, потом назвали себя его учениками. И написали целую книгу воспоминаний из цитат Конфуция. В русском переводе – «Беседы и суждения».
«Основная теория Конфуция имеет крайне важное значение для традиционной китайской системы. Постоянное образование и самосовершенствование с уважением традиций», – рассказывает сотрудник историко-культурного комплекса Конфуция Ван Ивэнь.
Если упрощенно, есть базовые добродетели – гуманность, справедливость, вежливость, мудрость, преданность. На них и нанизывается все остальное. Как это и делает мастер каллиграфии Кун Сяншэн – еще один потомок Конфуция, что из всех заветов мыслителя главным для себя определил образование.
«У Конфуция есть знаменитая фраза: „Если вы не изучаете поэзию, вы не сможете ничего сказать, а если вы не изучите этикет, вы не сможете стоять на ногах“. Конфуцианская мысль – это своего рода „Датун“ – общество Великого единения», – объясняет директор Института каллиграфии Конфуция, потомок Конфуция в 75-м поколении Кун Сяншэн.
Известный театральный режиссер и тоже потомок мыслителя в 76-м колене Кун Дэсинь даже поставила на эту тему целый балет, через который и попыталась раскрыть главную идею его учения.
«Личные интересы должны служить обществу и подчиняться ему. Эти идеи Конфуция как раз в основе нашей китайской мечты – построения общества единой судьбы», – объясняет Кун Дэсинь, режиссер, потомок Конфуция в 76-м поколении.
То есть для современного Китая Конфуций – это не «что-то из далекого прошлого». Сам Си Цзиньпин нет-нет да и вставит фразу из знаменитых «Бесед и суждений», находя в конфуцианстве еще и идеологическую подпитку. Даже слоган об основных социалистических ценностях, сформулированный в 12 словах, где и про демократию, и про равенство наполовину как раз из конфуцианства. Да и конфуцианское «сяокан», то есть общество малого благоденствия, ну или средней зажиточности, то, с чего Си Цзиньпин и начинал построение «китайской мечты».
Си Цзиньпин, 2017 год: «Когда восторжествовало „Великое Дао“, весь мир стал единым сообществом. Это слова Конфуция. И цель развития – приносить пользу людям, чтобы возможности развития были для всех равными, а плоды развития – общими. Нам нужно стремиться к справедливости».
Знаменитыми афоризмами многие любят блеснуть, порой приписывая философу даже то, что он никогда не говорил. Вроде фразы про «труп врага, который обязательно проплывает мимо, если сидеть у реки и долго ждать». Но здесь, в родовой усадьбе Кун Цзы, собраны только настоящие изречения. Обычно всего из четырех иероглифов. Тем, кто сюда приходит, предлагают их выбить на память.
Судя по тому, что здесь больше всего красной краски, получается, что именно эти выражения нравятся китайцам больше всего. Часто выбирают: «Нужно учиться усердно и никогда не уставать от процесса обучения».
Традиционная техника нанесения рисунка – почти как гравюра. Намочить рисовую бумагу, натянуть на плитку, молоточком вбить. Сверху нанести краску – в Китае непременно красную. Выбранная нами фраза Конфуция, естественно, со смыслом.
— «Пин-Ань-Си-Лэ». В чем смысл?
— Ну, это как счастье… Пожелание счастья. В этом смысл.
— В общем, теперь точно мне будет счастье. Это если коротко.
Попутно замечаем: рядом уже и фразы председателя Си, и его основной труд – «О государственном управлении». Две с половиной тысячи лет назад Конфуций в этом деле тоже отметился с постулатом: «В государстве, где царит хаос, люди не живут».
Императорская академия и храм Конфуция в Пекине – это один комплекс. Так что вопрос: «Что же такое конфуцианство – учение или религия?» – перед китайцами не стоит. И про первого учителя Поднебесной здесь всегда скажут: «Святой Конфуций!»
Ему здесь и правда молятся. Пенсионеры – о здоровье, своем, детей и внуков. Девушки – о женихе, с квартирой и машиной подороже. Студенты и школьники – перед экзаменом.
— Учитель в нашем сознании священен, поэтому мы поклоняемся ему в надежде, что сможем добиться таких же успехов в учебе, как и он.
Говорят, даже партийные чиновники просят здесь о продвижении по службе. Что уж говорить о коммерсантах. Что нет-нет да и заедут в храм перед важной сделкой. И никакого противоречия в стране победившего социализма с китайской спецификой.
«У коммунизма и конфуцианства много общего. Начиная от того, что лидер – не важно, политический или в дома в семье – должен в первую очередь думать о людях. Маркс, который писал про базис и надстройку – точно был конфуцианцем», – считает Кун Вэйчжун, потомок Конфуция в 78-м поколении.
Для КНР философ – это еще и та самая мягкая сила. Его имя носит сеть институтов, открытых Китаем по всему миру. Но в США Белый дом распорядился их закрыть, усмотрев китайскую экспансию. И за последние пять лет из более чем сотни Институтов Конфуция в Штатах осталось всего пять. Ограничивают их деятельность и в Европе. Хотя именно такие центры китайского языка и культуры «на экспорт» во многом и делают Поднебесную понятней Западу. В том числе и конфуцианскую идею о дисциплине, порядке и иерархии, без которых современный Китай был бы наверняка другим.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений