«Сил мало», – первые слова Михаила Пичугина, который пережил 67 дней дрейфа в открытом Охотском море – без еды и пресной воды.
«Водичку собирал дождевую», – рассказывает путешественник.
Так все начиналось: два брата – Михаил и Сергей, а также сын Сергея – Илья – собрались на Шантарские острова. Это очень живописное место в Хабаровском крае, добираться до которого – сложно.
Пичугины 4 августа выехали из Южно-Сахалинска в порт Москальво на машине. Это – примерно 730 километров. Дальше пересели на свою моторную лодку и через Сахалинский залив морем отправились на мыс Перовского в Хабаровском крае. Ширина залива максимум 160 километров. Оттуда добрались до Шантарских островов, где находились с 5 по 8 августа. 9 августа отправились в обратный путь – в Москальво. 14 октября лодку обнаружили почти за 1000 километров от пункта назначения – у берегов Камчатки, в районе села Усть-Хайрюзово.
Сейчас, рассуждая об этой истории, чаще всего произносят два слова – чудо и безрассудство. На обратном пути у лодки вышел из строя мотор. Путешественники налегли на весла – весло сломалось. Якоря оторвало. Лодка пустилась в свободное плавание.
«Когда мы с Федором Конюховым ходили на остров святого Ионы – мы брали два двигателя с собой – основной и резервный, четверочку, 4 лошадиных силы. Мы на нем бы даже дошли до берега», – рассказывает путешественник, заслуженный работник туризма Игорь Ольховский.
Запасы провизии были минимальными и скудными для троих – 20 литров воды, лапша быстрого приготовления, горох. Лодка оказалась не подготовленной к дальним расстояниям. Для путешествия Пичугины выбрали моторное резиновое судно длиной 4,7 метра. Лодка Михаила катамаранного типа — это значит, что по бокам днища были опоры, придающие ей устойчивость. И это, пожалуй, единственный плюс.
«Опасно все равно. Такое судно должно ходить вдоль берега. С дальностью удаления 2 километра, если мне не изменяет память», – отмечает капитан Василий Борисов.
Позже оперативные службы уточнят: 5 километров от берега – максимальное расстояние для подобной лодки. Маршрут Пичугиных был куда протяженнее – по непредсказуемому Охотскому морю. Опытные моряки говорят, что оно еще суровее открытого Тихого океана. Штормы налетают внезапно, холодно и туманно.
«В самый теплый, скажем так, бархатный сезон, температура воды в Охотском море – плюс 7 градусов», – рассказывает старший помощник капитана катамарана «Антарес» Павел Карасев.
С семьями путешественники созванивались последний раз 9 августа, еще с берега. После связь была утеряна. С собой не было ни раций, ни спутникового телефона.
«Связь должна быть. Мы сегодня без связи ребенка в школу не отправляем, а люди пошли за 140 километров, какая у них связь была? У них должен был быть хороший спутниковый телефон с комплектом батареек», – поясняет капитан дальнего плавания Николай Зорченко.
Как выяснилось, Михаил хотел взять в путешествие на Шантары и свою дочь – школьницу. Девочка живет в Улан-Удэ с мамой.
«Она сказала, что хочет домой, не хочет никуда ехать, ни на каких китов смотреть. Я взяла ей обратный билет, она вернулась домой», – рассказывает бывшая супруга Пичугина Екатерина.
До последнего дня родственники искали Пичугиных. Регулярно обращались в МЧС, сами выходили в море. Но поиски результатов не принесли. Хотя Михаил рассказывает, что запускал ракетницы и видел пролетающие вертолеты.
«Найти человека в море, даже когда ты знаешь предположительный квадрат, это дело… довольно нетривиальное. Ты даже с вертолета на расстоянии 50-70 метров можешь никого не увидеть. Море волнуется, все одноцветное, монотонное», – поясняет начальник поисково-спасательного отряда №3 Анатолий Акуленко.
Случайное спасение Михаила точно войдет в историю и станет поучительным для туристов.
«Еще в 1952 году французский врач Аллен Бомбар, когда начал эксперимент относительно того, как долго может человек находиться в море, не имея воды и пищи, пробыл 65 суток в Атлантике… [Обычно] люди гибнут от страха в первые часы крушения», – рассказал президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
А о Михаиле действительно говорят, что он – сильный духом. Пережил гибель близких, больше двух месяцев провел в море, похудел на 50 килограммов. Сейчас мужчина чувствует себя лучше. И самое главное – психологическое состояние Пичугина оценивают как стабильное.
«Мы оцениваем положительную динамику, идет на поправку, питается. Но еще рано говорить о продолжительности восстановления», – отмечает и.о. главного врача Магаданской областной больницы Юрий Леднев.
Это тот случай, когда невозможно осуждать или говорить о безусловно счастливом конце. Как и в любой похожей истории, к примеру, с рыбаками, вышедшими на тонкий лед. Официальная статистика МЧС за минувший год – по всей России 4,5 тысячи происшествий на водоемах. Погибло – 3810 человек. Выводы каждый должен сделать сам.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений