В фестивале «Образ» принимают участие любительские региональные детские коллективы, которые нуждаются в поддержке.
В России довольно много детских студий, одни работают при театрах, другие – независимые и создаются энтузиастами. После первого фестиваля все они писали нам, что поездка в Москву привлекла на местах внимание и к их работе, и к театру кукол. В 2024-м году мы провели «Образ» в третий раз, это инициатива театра, театр организовал фестиваль своими силами. Хочу отметить, что это начинание поддерживает ведущий фестиваля – заслуженный артист РФ Александр Олешко.© РИА Новости / Владимир МинкевичДиректор и главный режиссер Центрального театра кукол, народный артист СССР Сергей Образцов© РИА Новости / Владимир МинкевичДиректор и главный режиссер Центрального театра кукол, народный артист СССР Сергей Образцов– Насколько самобытно сегодня развивается искусство театра кукол? Много ли последователей традиций Сергея Образцова? Говоря о традициях, заложенных Сергеем Образцовым, чаще вспоминают тростевые куклы. Но, на мой взгляд, играть в традициях Образцова – это не значит играть только тростевыми куклами. Он сам был экспериментатором, новатором, выступал с мягкими мимирующими куклами, сегодня их называют «маппетами», перчаточными куклами. Просто тростевую куклу он поднял до высокого театрального уровня, потому что она дала возможность театру ставить не только сказки и сатирические спектакли, но и романтическую героику. Если вы посмотрите спектакль «Волшебная лампа Аладдина», в котором впервые были использованы тростевые куклы художника Бориса Тузлукова, вы увидите, как прекрасный юноша Аладдин делает широкие жесты, обращаясь к Будур… «Образцов верил в поиск, в изменения, он понимал: если что-то живо, оно растет, развивается, меняется.
Неизменным остается только мертвое. Это же его слова: «Там, где сильны традиции, мертвы идеи». И мы с этим согласны. Традиции нужно сохранять, но не в застывшей форме, их нужно продолжать и развивать в новом ключе. И нам завещано экспериментировать, идти в ногу со временем и зрителем, быть, прежде всего, интересными зрителю.© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваСпектакль «Волшебная лампа Аладдина» — одна из самых старых и известных постановок театра
Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» — одна из самых старых и известных постановок театра
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова1 из 2© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваСпектакль «Питер Пэн и Венди», премьера 2022 года
Спектакль «Питер Пэн и Венди», премьера 2022 года
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова2 из 2Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» — одна из самых старых и известных постановок театра
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова1 из 2Спектакль «Питер Пэн и Венди», премьера 2022 года
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова2 из 2– Сейчас театр как раз и переживает период обновления. В том числе, вы запускаете Международную школу кукольников имени Сергея Образцова – что это за проект, почему он необходим?– При Сергее Образцове в нашем театре проводили стажировки для региональных художников, режиссеров и актеров. Между собой это неофициально называли даже «академией Образцова», хотя обучение не было образовательными курсами. Это была возможность совершенствоваться, обмениваться опытом. В свое время здесь работали педагоги и психологи. На предпоказы всегда приглашались учителя школ, а потом уже на спектакли приводили учеников. Сейчас хочется эту традицию восстановить.«С 2021 года у нас развивается методический центр, который занимается исследованием сегодняшнего поколения.
Например, прошла лаборатория с подростками, которая называлась «Накипело». Участники – подростки 12-15 лет – рассказывали драматургу и режиссеру истории, которые происходят с ними в школе, которые волновали их на самом деле. На основе собранного материала получилась пьеса. Продолжением проекта станет спектакль на наиболее обсуждаемые школьные темы.© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваСпектакль «Алисы в стране чудес» с участием музыканта Евгения Маргулиса
Спектакль «Алисы в стране чудес» с участием музыканта Евгения Маргулиса
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова1 из 2© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваМюзикл в куклах «Рождественская История», в главной роли — Ефим Шифрин
Мюзикл в куклах «Рождественская История», в главной роли — Ефим Шифрин
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова2 из 2Спектакль «Алисы в стране чудес» с участием музыканта Евгения Маргулиса
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова1 из 2Мюзикл в куклах «Рождественская История», в главной роли — Ефим Шифрин
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея Образцова2 из 2– Есть стереотип, что театр кукол – это развлечение для маленьких детей. А вы привлекаете подростков?– Мы изучаем причины формирования такого мощного стереотипа, используем все возможности работать над формированием нового восприятия театра кукол как искусства для зрителей всех возрастов. Безусловно, мы работаем с детьми и сохраняем спектакли 0+, 3+, 6+. «Мы по-прежнему являемся тем местом, где ребенок знакомится с театром. И если мы испортим первое впечатление, то потом драматический театр уже не получит своего зрителя. Так что на нас лежит огромная ответственность.
Но репертуар формируют и вечерние спектакли. Театр развивается, реализуя стратегию кроссформатов: в одном спектакле могут гармонично взаимодействовать и куклы, и драма, и балет, и опера. Все это мы видим в наших актуальных работах и коллаборациях с Большим театром, с «Современником». Надо понимать, что сегодня высокая конкуренция за внимание зрителя — значит, мы должны выпускать интересные, качественные спектакли, быть конкурентноспособными на рынке, например, вечерних спектаклей Москвы, а это для нас новая и весьма непростая и невероятно интересная задача.© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкСпектакля «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в медиабанкСпектакля «Я — Сергей Образцов» с Евгением Цыгановым в главной роли– Расскажите о премьерах этого сезона – у вас есть проекты для самых маленьких и одновременно спектакли по Достоевскому, Гете и «Троя».– Премьеры 2025 года у нас и разножанровые, и разновозрастные. Прежде всего, мы делаем спектакль совсем для малышей 0+ «Крем и Кекс» про двух собак. Он будет представлен в специально оборудованном арт-пространстве.В ноябре мы ждем премьеру «Мухи-Цокотухи», которую делаем совместно со студией «Союзмультфильм». Спектакль будет интересен разной аудитории, с одной стороны, он с маркером 0+, но, с другой стороны, мы готовим зрителю большой подарок – это джаз-спектакль, в котором у кукол будут свои музыкальные номера на музыку Александра Цфасмана в исполнении Большого джазового оркестра под управлением Петра Востокова. Это удовольствие, конечно.«Бедные люди» по Достоевскому – постановка для подростков. Этот материал заинтересовал Александра Артемовича Адабашьяна. Он выступает и как автор сценария, и как режиссер, и как художник. Это – премьера декабря.Весной еще две премьеры. Первая – спектакль «Фауст». В прошлом сезоне у нас очень успешно прошла лаборатория хореографов, режиссеров и педагогов Егора Дружинина и Владимира Варнавы. В финале стало понятно, что наши артисты могут и готовы участвовать в пластических и танцевальных этюдах. Так появилась идея сделать пластический спектакль.В мае мы ждем премьеру Екатерины Образцовой под рабочим названием «Троя». Это история о мечтателе Шлимане и его поисках Трои.– В этом сезоне у вас запланирована и коллаборация с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Что это за постановка?– В 93 сезоне у нас состоялись две коллаборации с театрами – «Современником» в драме и Большим театром (Камерной сценой) в опере. Сейчас с Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко мы будем делать два балета Стравинского – «Петрушку» и «Жар-птицу». Театр кукол Образцова готовит кукол. Художник постановки – режиссер Виктор Никоненко, заслуженный художник России, лауреат Премии «Золотая Маска». Конечно же, в проекте участвуют артисты нашего театра. «Такое сотрудничество дает артистам новый опыт, позволяет им раскрываться и проявлять новые грани таланта, развивает профессиональные возможности и компетенции.
© Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваПластическая лаборатория Егора Дружинина © Фото: служба маркетинга Театра кукол Сергея ОбразцоваПластическая лаборатория Егора Дружинина Мне кажется, что сегодня нельзя замыкаться в одном направлении – это ограничивает возможности театра, сужает мировоззрение. Я за синтез. Любой синтез должен возникать не нарочито, а естественно, от потребности именно так выразить идею, мысль. Тогда произведение будет интересно зрителю, включать его в диалог, в эстетическое переживание.– Нельзя не спросить о ваших знаменитых часах, которые находятся на реставрации. Когда они вернутся на фронтон театра?– После обследования специалистами в целях безопасности мы сняли часы раньше, чем было запланировано. Их просто опасно было оставлять на фасаде здания из-за износа крепежей. Потом приступили к проектно-исследовательским работам. Непосредственно ремонтные работы начнутся в конце октября. Надеемся, что года хватит для того, чтобы привести механизм и фигурки персонажей в порядок и вернуть наши легендарные часы на их историческое место.© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкНаграждения победителей театральной премии «Гвоздь сезона»© РИА Новости / Кирилл КаллиниковПерейти в медиабанкНаграждения победителей театральной премии «Гвоздь сезона»
Нет элементов для просмотра
Нет мнений