«Механик Сизов» готовится поднять флаг. После того как российский триколор взовьется над палубой, судно сразу отправится на промысел.
На нижней палубе траулера расположена настоящая фабрика. Оборудование позволяет перерабатывать 250 тонн рыбы в сутки и получать филе, фарш, икру, а внизу огромный морозильный трюм совсем скоро доверху будет забит рыбой.
Старшие братья «Механика Сизова» (их десять в серии) уже вовсю бьют рекорды по вылову в Охотском и Беринговом, а младшие еще на стапелях. Это самые современные рыбопромысловые суда в мире.
Уникальных заказов в портфеле Объединенной судостроительной корпорации множество: единственная в своем роде подлодка «Белгород», носитель ядерных дронов; вооруженные грозными «Цирконами» фрегаты адмиральской серии; не имеющая аналогов ледостойкая платформа «Северный полюс», благодаря которой Россия возродила работу дрейфующих станций в Арктике; это- плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». ОСК – это сплав уникальных компетенций, опыта, прорывных научных достижений, но при этом финансовые показатели холдинга неудовлетворительны. С этим, очевидно, и связано решение президента, которое он озвучил на встрече с главой ВТБ.
«Правительство Российской Федерации проработало вопрос и вышло с предложением передать ВТБ государственный пакет акций Объединенной судостроительной корпорации, – заявил президент РФ. – Я поддерживаю это предложение. Знаю, что с вами коллеги тоже об этом говорили, прорабатывали предварительно. Хотел бы вашу реакцию услышать на этот счёт».
«Спасибо за доверие, – ответил Андрей Костин. – Мы хорошо знаем эту организацию, с самого ее создания. Мы тесно работаем и с корпорацией, и с предприятиями, входящими в нее, поэтому знаем проблемы, особенно в том, что касается организации финансирования».
Сейчас ОСК – это порядка полусотни проектно-конструкторских бюро и научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, штат – почти сто тысяч человек, география – от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Астрахани. Перед новым управляющим стоит задача добиться эффективности в управлении финансами.
«Почему ВТБ? Ну, во-первых, это мощный ресурсный партнер, а во-вторых, у банка огромный опыт управления проблемными активами с повышением их капитализации, рентабельности и общих финансовых показателей», – заявил Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли РФ.
ВТБ – давний стратегический партнер ОСК, для поддержки предприятий корпорации банк в разные годы предоставил финансирование на сумму порядка 260 млрд рублей. Примерно столько же нужно вложить сейчас, чтобы ОСК сравнялась в плане производительности с иностранными конкурентами. В том, что отечественные корабелы на такое способны, сомнений нет – более 200 заказов, то есть две трети от общего объема, были сданы в условиях санкций за последние восемь лет.
«Все то, что раньше традиционно отдавалось в производство за рубеж, мы должны научиться делать сами, чтобы обеспечить себя всем необходимым для того, чтобы в рейтинге морского могущества занять первое место», – говорит глава ОСК Алексей Рахманов.
ОСК предстоит перенастройка. Главная цель – стать современной, конкурентоспособной и покрыть растущие потребности заказчиков в расширении флота.
«Северной морской путь переживает исторический этап развития. Начиная с 2020 года, грузопоток превышает 30 млн тонн. И по плану грузоотправителей грузопоток к 30 году вырастет и достигнет 200 миллионов тонн. Чтобы перевезти такой груз, нужно построить большое количество судов», – говорит Владимир Панов, специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель Председателя государственной комиссии по развитию Арктики.
На Севморпути работают самые большие и мощные ледоколы в мире – «Арктика», «Сибирь», «Урал», следующие в серии «Якутия» и «Чукотка» достраиваются в Петербурге (кстати, при поддержке ВТБ), в планах еще два – «Камчатка» и «Сахалин». А на Дальнем Востоке строят еще более мощный ледокол проекта «Лидер», который сделает возможной круглогодичную навигацию по Севморпути. Однако даже этого недостаточно.
«Ледоколов в акватории Севморпути, не только атомных, на данный момент недостаточно. Порядка 13 – 15 ледоколов должны работать в этом направлении, то есть, грубо говоря, в два раза больше, чем сейчас», – уверен Леонид Ирлица, гендиректор «Атомфлота»
России нужны не только ледоколы, но и крупнотоннажные суда для перевозки СПГ, большие нефтетанкеры, рыболовецкие суда, круизные лайнеры. Один только отечественный речной флот требует постройки в следующие 10 лет более чем 500 новых судов. И, конечно, не должно быть никаких вопросов по качеству строительства и срокам сдачи военных кораблей. По сути под управление ВТБ переходит целая отрасль, подчеркивает президент.
— Уверен, что при вашей поддержке мы справимся с этой задачей и приложим все силы, чтобы все задачи решить. Там задач много, особенно в нынешних условиях, но все они решаемые, – заявил Андрей Костин.
— Вы правы. Проблем много и вопросов много, но это работающая структура, в целом набирающая темп в этой работе, – сказал президент РФ.
— Да, есть вопросы, требующие особого внимания, в том числе и со стороны специалистов банка. Это связано с расчётами, с финансовым оздоровлением компании.
— Я очень рассчитываю на то, что ваши специалисты, которые доказали свой высокий профессиональный уровень, – справятся со всеми этими задачами. Конечно, это без всякого преувеличения – вызов, это серьёзно, это целая отрасль.
— Ответственность понимаем, команда готова, будем работать.
100 процентов акций ОСК передадут в доверительное управление ВТБ сроком на пять лет. В договоре будут отражены ключевые показатели эффективности, которых банк должен будет достичь и по которым ему предстоит отчитываться перед государством.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений