Загадки Минусинской котловины. Найдены легендарные воины Сибири?

Загадки Минусинской котловины. Найдены легендарные воины Сибири?
Загадки Минусинской котловины. Найдены легендарные воины Сибири? МОСКВА, 27 сен – РИА Новости. Российские ученые заявили, что изучение артефактов, обнаруженных археологами, кардинально меняет представление о жизни и культуре древних народов Енисейской Сибири. Кто такие тесинцы? Правда ли, что в мире их знали как легендарных воинов – динлинов? И почему они могут оказаться в нашей родословной? В этих и других вопросах разбирался журналист РИА Новости вместе со специалистами Сибирского федерального университета (СФУ).Тесинцы не тагарцыТесинцы (II в. до н. э. – II в. н. э.) не были поздним этапом тагарской культуры, как считалось долгое время, а являлись носителями собственной, сообщили исследователи СФУ. К таким выводам они пришли в результате двух лет раскопок древних курганов вблизи города Красноярска.Последние открытия в могильниках Енисейской Сибири доказали, что тесинцы имели свои особенные культурные черты и широкий ареал расселения.Карта расселения тагарской и тесинской археологических культур* в Енисейской Сибири (II в. до н. э. – II в. н. э.)© РИА Новости / Алина Полянина«Тесинцев можно выделить по ряду признаков. Прежде всего по коллективным погребениям, как мы считаем, родовым склепам. Характерны также грунтовые погребения вокруг кургана-склепа, использование гипсовых масок, их формирование на черепе умершего, создание мумий. Из тела удаляли мягкие ткани, делали гипсовую маску, раскрашивали ее в разные цвета», – отметил старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Дмитрий Виноградов.Он добавил, что для Енисейской Сибири отдельную тесинскую культуру выделил археолог Николай Кузьмин (1950–2021).По словам Виноградова, с началом тесинской культуры в могильниках начинают появляться железные изделия, в то время как в тагарской культуре абсолютное преимущество было у бронзовых изделий. Также ярким признаком является уход на задний план скифских мотивов, присущих тагарцам. Так, вместо скифских оленей тесинцы изображали быков, более свойственных соседней цивилизации хунну. Это позволяет сделать вывод о том, что древние народы были связаны между собой.

Артефакт. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6.

© Пресс-служба СФУ

Пряжка, первая половина I тыс. н.э. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6. Бронза

© Пресс-служба СФУ

Орел, первая половина I тыс. н.э. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6. Бронза

© Пресс-служба СФУ1.

Артефакт. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6.

© Пресс-служба СФУ 2.

Пряжка, первая половина I тыс. н.э. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6. Бронза

© Пресс-служба СФУ 3.

Орел, первая половина I тыс. н.э. Нижнее Приангарье, Пинчуга-6. Бронза

© Пресс-служба СФУГеополитическая обстановка того времени включала несколько сильных цивилизаций, среди которых были хунну и китайская держава. Они не только устраивали военные походы за ресурсами, но и обменивались знаниями в области культуры и инноваций, занимая особенную территорию, где несколько столетий сосуществовали представители нескольких народностей, – Минусинскую котловину.Кипящий котелЭксперты называют данную область, расположенную между горными системами Южной Сибири, кипящим котлом народов. В Минусинской котловине развивалась жизнь различных племен, шел обмен промыслами и наследием.В своей книге «Конец и вновь начало» Лев Гумилев утверждал, что она была одной из ключевых для развития Евразии точек пассионарного этногенеза – процесса, в рамках которого этносы в стремлении к собственному развитию идут на риск, в том числе на освоение новых территорий.© iStock.com / arh-sib@rambler.ruЗолотые холмы Минусинской котловиныЗолотые холмы Минусинской котловины© iStock.com / arh-sib@rambler.ruCC BY 3.0 / Dmitry_Hertz / ЕнисейЕнисейCC BY 3.0 / Dmitry_Hertz / © Фото: Public domain/IpaatКаменная ограда кургана в Южно-Минусинской котловинеКаменная ограда кургана в Южно-Минусинской котловине© Фото: Public domain/Ipaat1. Золотые холмы Минусинской котловины© iStock.com / arh-sib@rambler.ru 2. ЕнисейCC BY 3.0 / Dmitry_Hertz / 3. Каменная ограда кургана в Южно-Минусинской котловине© Фото: Public domain/Ipaat

Начиная со II в. до н. э. на территории котловины произошли изменения, повлиявшие на судьбу всех прилегающих культур, – там оседали народы, приведенные в движение империей хунну. Вследствие такого смешения разных этносов наступило перенаселение и племена были вынуждены мигрировать ради поиска новых ресурсов. Именно на данном этапе началось формирование тесинской культуры – сочетания тагарских традиций и особенностей пришлых народов.

«Представьте огромный котел, в котором бурлила жизнь, такая полиэтническая структура, очень много разных народов. И когда этот котел переполняется, из него выплескиваются массы населения. В нашем случае они пошли дальше на север – в лесостепные районы», – пояснил Виноградов.По мнению археологов СФУ, котловину покинули уже тесинцы, двинувшись в северные лесостепные районы, – в частности в нынешние окрестности Красноярска.По следам жизни и смертиРанее ученые полагали, что эта часть переселенцев была отрезана от тагарской культуры, оставшейся в котловине, и под влиянием местных автохтонных племен сформировала свой локальный вариант культуры с местными особенностями. Новые сведения, в том числе тождественные обрядовые технологии и правила погребения, говорят об обратном – эта часть тесинского мира не была периферией, она была в центре событий и сохраняла связь с котловиной.«Мы обнаружили абсолютно одинаковые по технике изготовления бронзовые кинжалы в разных, удаленных друг от друга поселениях, что свидетельствует об активном их взаимодействии», – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Ксения Бирюлева.© Пресс-служба СФУГрунтовое погребение в Красноярской лесостепи. Раскопки СФУ© Пресс-служба СФУБронзовый кинжал в грунтовом погребении, Красноярская лесостепь. Раскопки СФУ1 / 2Грунтовое погребение в Красноярской лесостепи. Раскопки СФУ© Пресс-служба СФУ2 / 2Бронзовый кинжал в грунтовом погребении, Красноярская лесостепь. Раскопки СФУ© Пресс-служба СФУПри этом эксперты отмечают разные техники погребальных обрядов тесинцев, отличающиеся по ряду признаков: возрасту, полу, социальному статусу и этническому происхождению умершего.«У них в одной культуре, в одном памятнике, на одном кургане и в одной могиле могут быть разные погребальные обряды. Например, детей хоронили не как взрослых. Дети редко бывают в склепах, обычно мы находим их в грунтовых могилах. Различие зависит и от пола, как фиксируется в более поздних культурах. В таштыкской культуре, например, женщин сжигали, мужчин хоронили целиком. Это четко фиксируется. Мы не знаем, какие у них были верования с точки зрения религии, но это может зависеть от социального статуса разных семей. И они были, вероятно, разные по этнической принадлежности», – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.Голубоглазые предки из АзииЭтническая составляющая тесинцев до недавнего времени оставалась загадкой. В китайских письменных источниках описаны три народа, локализующихся в тот период в Саяно-Алтае – юэчжи, гяньгуни и динлины. Последние первоначально отождествлялись с европеоидными племенами тагарской культуры.Известный исследователь Центральной Азии Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860‒1936) на основе изучения китайских летописей в 1926 году описал характерные особенности динлинов: «рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы прямые, но иногда и вьющиеся, нос выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза».Новые данные, полученные археологами, позволяют усилить позиции в гипотезе Николая Кузьмина о том, что тесинцы – это динлины.А согласно его работе «Генезис Саяно-Алтайского шаманизма по археологическим источникам» (1992) можно говорить о том, что динлины/тесинцы являются предками многих народов Евразии.Ведь следы погребальных процессов, аналогичных тесинским, можно встретить в регионах Саяно-Алтая, Байкальском и Приуральском, где длительные контакты этих племен с финно-угорскими привели к заимствованию финно-уграми ряда слов, обрядов и представлений, а в свою очередь и к появлению пласта шаманистских верований в религиозных традициях Индии, Ирана и Скифии, отмечает в своем труде Кузьмин.Таким образом, результаты исследования специалистов меняют представление на устоявшуюся европоцентричную картину мира.Ученые СФУ продолжают работу с памятниками наследия тесинской культуры. Еще предстоит разгадать тайны, связанные с костными останками склепов, и узнать больше о загадочном народе и его традициях. По их мнению, находки сумеют нас удивить.Все материалы, изучаемые археологами СФУ, будут оцифрованы и размещены на платформе «Сибириана», которая доступна всем желающим. Проект цифрового музея реализуется в рамках государственной программы поддержки вузов «Приоритет-2030» и направлен на популяризацию истории Енисейской Сибири, а также привлечение внимания исследователей.  03:00 27.09.2023
Нравится
Не нравится
07:31
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
На развитие сайта и покупку дополнений и информации. В дальнейшем будет в бесплатном доступе. Кто поддержит проект получит Vip доступ на срок Donate
Собрано 0% / 0 из 5000