Он – иммунолог, она – молекулярный биолог. Такие разные ученые, но «Нобеля» по медицине сегодня получают вместе.
«Премию получают Каталин Карико и Дрю Вайсман за разработку мРНК- платформы, которая легла в основу разработки мРНК-вакцин», – объявил секретарь Нобелевского комитета Томас Перлман.
Идея появилась еще в 80-х годах: если для выработки иммунитета вводить не ослабленный вирус, а рибонуклеиновую кислоту, которая работает как инструкция, клетка сама отстроит по ней часть опасного возбудителя и тут же выработает на него иммунитет. Но эксперименты провалились – РНК была неустойчива.
«Выяснилось, что РНК, такая специальная молекула, в клетках очень нестабильна и очень быстро разваливается на составные части. То, что сделали лауреаты, – нашли, как химически модифицировать молекулы РНК», – пояснят заведующий лабораторией Института биологии гена РАН Константин Северинов.
В их успех никто не верил. За серию неудачных экспериментов Каталин Карико понизили в должности и уволили из института Пенсильвании. Но вместе с Вайсманом они продолжили искать деньги на исследования, и в конце концов они увенчались успехом.
Исследования, которых годами не замечали, с началом пандемии вдруг оказались в центре внимания. Ведущие фармгиганты Moderna и Pfizer буквально схватились за технологию, оказавшуюся более простой и дешевой, чем другие платформы, и стали соревноваться в производстве вакцин от ковида. Сроки клинических исследований были сокращены до предела. В результате о редком, но серьезном побочном эффекте стало известно, уже когда вакцины вышли в массовый оборот.
«Как показали постклинические исследования, возможно развитие перикардита и сердечной сумки. Также некоторые исследования указывали на возможный паралич лицевых мышц, что также, возможно, связано с использованием этой вакцины», – рассказывает доцент кафедры инфекционных болезней РУДН Сергей Вознесенский.
Вокруг мРНК-вакцин не стихали скандалы. На их долю приходилось наибольшее количество необъяснимых смертей среди привитых. Западная пресса обвиняла президента Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйн в сговоре с Pfizer и этим объясняла закупку прививок именно этой компании на 71 миллиард евро. На слушаниях в Европарламенте неожиданно выяснилось, что выпустить вакцину на рынок так спешили, что не успели проверить ее эффективность.
«Тестировалась ли вакцина Pfizer на остановку передачи вируса до того, как она вышла на рынок», – спросил депутат Европарламента Роб Роос.
«Что касается вопроса, знали ли мы о прекращении иммунизации до того, как вакцина вышла на рынок? Нет. Мы должны были идти в ногу с наукой, чтобы действительно понять, что происходит на рынке», – ответила глава по международным развитым рынкам Pfizer Джанин Смолл.
Moderna подала в суд на тот же в Pfizer за незаконное копирование технологии мРНК. В Германии суды до сих пор рассматривают несколько сотен исков от пациентов, которые считают, что пострадали после введения этих препаратов. И все же мРНК-вакцины вместе со «Спутником V», первой зарегистрированной прививкой от ковида, стали тем защитным барьером, который смог остановить пандемию и спасти миллионы жизней.
Они по-прежнему считают свою технологию перспективной и строят новые планы. Рассчитывают создать вакцины от тех инфекций, для которых еще нет прививок – прежде всего, от малярии и лептоспироза. Уже без спешки и скандалов, зато с полноценными клиническими исследованиями, которые докажут полную безопасность препаратов.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений