Великая и древняя: как еврейская культура живет в России

Великая и древняя: как еврейская культура живет в России
МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Павел Сурков. Наследию еврейского народа все больше уделяют внимания как в театре, так и вообще в культуре. От древних традиций к современному творческому языку — вот что активно используют в искусстве. Как именно — в материале РИА Новости. Театр: сказки и традиции на сценеДвадцать пятого октября после многолетнего ремонта откроется московский Театр эстрады и на знаменитой сцене состоится премьерный показ мюзикла Александра Журбина «Между двух миров».© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкЕфим Шифрин (Раби Азриэль) в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкЕфим Шифрин (Раби Азриэль) в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)Это удивительная мистическая и волшебная история, основанная на пьесе Семена Анского «Диббук», которая давно вошла в сокровищницу мировой театральной классики. Теперь композитор Александр Журбин перенес сюжет в жанр мюзикла. Режиссер Нина Чусова привлекла в постановку по-настоящему звездный состав: Ефима Шифрина, Лику Руллу, Валерию Ланскую.© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкВалерия Ланская (Лия) в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкВалерия Ланская (Лия) в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)Мюзикл понравится зрителям, уверен продюсер Михаил Шейнин. «

«Сто лет назад, в 1922-м, Вахтангов по совету Станиславского поставил „Диббука“. А сейчас нашим мюзиклом по этой пьесе открывается Театр эстрады. Это история о любви, верности — темы, понятные всем. Там много мистических, кабалистических элементов: древнееврейские мифы о переселении душ, национальный еврейский колорит в костюмах, часть действия происходит в синагоге. Декорации напоминают картины Марка Шагала», — рассказал он в беседе с РИА Новости.

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкАктеры в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкАктеры в сцене из мюзикла «Между двух миров» в постановке режиссера Нины Чусовой в театре Московского дворца молодежи (МДМ)Для Александра Журбина это не первое обращение к культуре еврейского народа. Яркий киномюзикл «Биндюжник и король» сняли по «Одесским рассказам» Исаака Бабеля.Главные роли сыграли Армен Джигарханян, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. И вот Журбин продолжает работу с музыкальным наследием одной из важнейших мировых культур, цитируя и традиционный клезмер, и народные песни, и танцевальные мелодии. Но при этом обрамляя их в современную музыкальную оболочку.© Киностудия им. М. Горького (1989)Кадр из фильма «Биндюжник и король»© Киностудия им. М. Горького (1989)Кадр из фильма «Биндюжник и король»Если говорить о театре, то можно вспомнить спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Леопольдштадт», поставленный в РАМТ Алексеем Бородиным. Это история семьи преуспевающего венского фабриканта, которую в прямом и переносном смысле перемололи ключевые события ХХ века. Ужас Второй мировой войны и нацизма обрушил все благополучие и надежды — тут не только метафорическая картина недавней истории, но и своеобразная рефлексия событий прошлого, необычайно важная в современных условиях. «

«Это трагедия меньшинства, которое всегда раздражает большинство и всегда ему проигрывает. А еще размышление о том, как каждому из нас жить в изменяющемся мире, выдерживая все перипетии, не теряя себя и своих корней», — сказал РИА Новости режиссер.

Кроме того, в Москве есть театр «Шалом», который происходит от студии, основанной в 1919-м Алексеем Грановским. Там разные спектакли, которые касаются еврейской темы. В том числе и «Красная книга» — о трагедии холокоста. «Мы считаем, что информация о сопротивлении и борьбе евреев с нацизмом должна быть доступна любому человеку, поэтому показываем спектакль бесплатно», — сообщает сайт театра. Или «Исход» — своеобразный перенос предания о Моисее в современный мир. © РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкОткрытие театра «Шалом»© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаПерейти в медиабанкОткрытие театра «Шалом»Есть и истории любви. В этом году состоялась премьера спектакля «Тахир и Зухра». «

«Это захватывающая история современных рабов, которые, подобно евреям в Египте, пытаются вырваться из оков рабства, черпая силы для этого в любви, преданности и духе своего народа», — говорится в описании спектакля.

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкСергей Степанченко в роли Тевье (молочника) и Олеся Железняк в роли Голды (жена Тевье) с дочерьми в спектакле «Поминальная молитва» режиссера Александра Лазарева на сцене театра «Ленком». Пьеса Григория Горина написана по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» (перевод Михаила Шамбадала)© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаПерейти в медиабанкСергей Степанченко в роли Тевье (молочника) и Олеся Железняк в роли Голды (жена Тевье) с дочерьми в спектакле «Поминальная молитва» режиссера Александра Лазарева на сцене театра «Ленком». Пьеса Григория Горина написана по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» (перевод Михаила Шамбадала)Конечно, нельзя не упомянуть восстановленную в «Ленкоме» «Поминальную молитву» по пьесе Григория Горина, написанной, в свою очередь, по мотивам Шолом-Алейхема. Когда-то в этой легендарной постановке Марка Захарова блистали Евгений Леонов, Александр Абдулов, Татьяна Пельтцер. Сегодня на сцену в воспроизведенном Александром Лазаревым с точностью до мельчайших задумок мастера спектакле выходят нынешние звезды театра: Сергей Степанченко, Андрей Леонов, Виктор Раков, Олеся Железняк.© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкТатьяна Збруева в роли дочери Цейтл в спектакле «Поминальная молитва» режиссера Александра Лазарева на сцене театра «Ленком». Пьеса Григория Горина написана по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» (перевод Михаила Шамбадала)© РИА Новости / Екатерина ЧесноковаПерейти в медиабанкТатьяна Збруева в роли дочери Цейтл в спектакле «Поминальная молитва» режиссера Александра Лазарева на сцене театра «Ленком». Пьеса Григория Горина написана по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» (перевод Михаила Шамбадала)Кино: юмор и известная фамилияПогружение в национальные традиции продолжается и в кинематографе, в том числе массовом. Так, на онлайн-платформе START с успехом идет сериал Ильи Фарфеля «Бедные Абрамовичи». В центре Москвы живут четыре поколения семьи, давным-давно отошедшие от своих национальных и религиозных корней. Но в одночасье все меняется, когда с главным героем Борей выходит на связь дух его предка Хаима, который когда-то навлек на весь род Абрамовичей проклятие. И теперь надо как-то избавиться от страшного греха зловредного старика из прошлого.© Фестиваль «Новый сезон»Кадр из сериала «Бедные Абрамовичи»© Фестиваль «Новый сезон»Кадр из сериала «Бедные Абрамовичи»Это классическая комедия положений с национальным колоритом. Легкая, веселая и яркая, с запоминающимися героями и каскадом шуток. Все это, с одной стороны, понятно любому зрителю, а с другой — позволяет погрузиться в еврейские традиции и узнать отдельные особенности мировоззрения другого народа. Практически по Макаренко: даже забавляя — поучай.© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкОткрытие выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»© РИА Новости / Владимир АстапковичПерейти в медиабанкОткрытие выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»Музеи: влияние евреев на мировую культуруНевероятно ценно, когда культура и наследие сочетаются с современными смыслами. На днях, 11 октября, в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Процесс: Франц Кафка и искусство ХХ века».© РИА Новости / Владимир Астапкович | Перейти в медиабанкОткрытие выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»© РИА Новости / Владимир АстапковичПерейти в медиабанкОткрытие выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»Как отмечает исполнительный директор Кристина Краснянская, музей придерживается нескольких направлений при формировании выставочного плана.«

«Выставки-блокбастеры, привлекающие самую широкую аудиторию, такие как „Процесс“, потому что интерес к творчеству Кафки, конечно же, огромен. Кроме того, у нас есть выставки, посвященные искусству авангарда, кураторские проекты, поднимающие широкие интеллектуально насыщенные темы, выставки современного искусства, а также проекты, отражающие еврейскую историю и культуру. Так что налицо именно взаимопроникновение культур и традиций — на самых разных уровнях восприятия», — объяснила Краснянская.

И в современных условиях это чрезвычайно важно. Когда культура отмены то и дело пытается проникнуть на уровень бытового сознания, необходимо постоянно представлять проекты, демонстрирующие прочную связь культур и традиций. Как это всегда происходило между еврейским и русским народами.
Нравится
Не нравится
10:11
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
На развитие сайта и покупку дополнений и информации. В дальнейшем будет в бесплатном доступе. Кто поддержит проект получит Vip доступ на срок Donate
Собрано 0% / 0 из 5000