«После Наполеоновских войн возникает подъем русского национального самосознания, изучения истории, ее романтизация, — пояснила Гагарина. — Вещи, которые давно хранились в Оружейной палате, в этот период получают новое значение и новые атрибуции, часто романтические. Многие памятники „назначаются“ свидетелями тех или иных исторических событий начиная с Крещения Руси».
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкГенеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина во время пресс-подхода на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкГенеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина во время пресс-подхода на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»В выставочном зале Успенской звонницы посетителей встречает костяной трон. В XIX веке его воспринимали как дар, поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог.Позднее его вымышленным владельцем стал царь Иван Грозный — как бы подтверждающая это скульптура работы Марка Антокольского стоит тут же. Современные ученые говорят, что предмет могли создать в период правления Алексея Михайловича при участии западноевропейских мастеров, то есть гораздо позже, чем жили его венценосные предшественники из рода Рюриковичей. © РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПосетительница на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкПосетительница на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»Примечательна история шапки Мономаха второго наряда. Долгое время считалось, что это — «венец великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда (Константинополя — столицы Византии, ныне Стамбул). Или же корона, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах».««Русские цари всегда венчались на царство шапкой Мономаха. Но в 1682 году на престол взошли сразу два юных царя: Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий Петр I. Для этого пришлось срочно изготовить копию шапки Мономаха, которая названа „вторым нарядом“, потому что она вторая по значимости», — рассказал куратор выставки Федор Панфилов.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкШапка Мономаха второго наряда на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанкШапка Мономаха второго наряда на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»Первые исследователи оружия также пытались соотнести предметы из кремлевского собрания с терминами из летописей. Это нередко приводило к ошибкам, и некоторые уникальные произведения, порожденные фантазией оружейника, превратились в «типичные» для русского воина XVII века.Так случилось со щитом-тарчем. На самом деле такой предмет весил около восьми килограммов и был неудобен в бою.© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПосетитель на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Посетитель на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк1 из 3© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкСкипетр на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Скипетр на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк2 из 3© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкШлем (Османская империя) на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Шлем (Османская империя) на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк3 из 3Посетитель на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк1 из 3Скипетр на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк2 из 3Шлем (Османская империя) на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк3 из 3Романтики активно искали артефакты, принадлежавшие национальным героям. Так возникли легенды о том, что шлем, изготовленный для царя Михаила Федоровича, принадлежал князю Александру Невскому. Детский доспех XVII века — юному Дмитрию Донскому (1359-1389), а байдана с надписями на кольцах стала кольчугой Марфы-посадницы, защитницы новгородской вольницы в конце XV века.««Дело в том, что повесть Карамзина „Марфа-посадница“ была крайне популярна, — разъяснил заведующий сектором оружия Сергей Орленко. — Легенды рождались сами. Где-то в Сибири в церкви находили казачье знамя, а до Москвы оно уже доходило как „знамя Ермака“.
© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкКольчуга на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
Кольчуга на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк1 из 3© РИА Новости / Сергей ПятаковНа выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
На выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей Пятаков2 из 3© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкАрчак на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
Арчак на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк3 из 3Кольчуга на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк1 из 3На выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей Пятаков2 из 3Арчак на выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк3 из 3Эпоха романтизма: мифотворчество по незнаниюЭкспозиция в выставочном зале Патриаршего дворца погружает в саму эпоху романтизма. Гости видят портрет императрицы Александры Федоровны в стилизованном русском платье, портрет поэта Василия Жуковского кисти Ореста Кипренского, ковер из гостиной в Петергофе, сервиз.© РИА Новости / Сергей ПятаковНа выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“© РИА Новости / Сергей ПятаковНа выставке „Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата“Здесь же на стенах и в витринах портреты и труды „отцов“ некоторых легенд — археографа Алексея Малиновского и художника-исследователя Федора Солнцева. Ученые того времени создавали мифы не с целью ввести кого-то в заблуждение, а по незнанию, уверены современные историки.«»Для эпохи романтизма творчески дополнить историю, добавить туда более ярких деталей — совершенно нормальное явление. История только формировалась как наука, и, конечно, хотелось более древних имен. Так мы и получили многие предания, которые до сих пор живы", — сказал Панфилов.
© РИА Новости / Сергей ПятаковКартина «Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея» на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Картина «Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея» на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей Пятаков1 из 2© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкПортрет Алексея Малиновского на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
Портрет Алексея Малиновского на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк2 из 2Картина «Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея» на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей Пятаков1 из 2Портрет Алексея Малиновского на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата»
© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в медиабанк2 из 2Всего экспозиция включает более 130 предметов, которыми в том числе поделились ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей, Русский музей, «Царское Село», Государственная Третьяковская галерея и другие институции.Узнать, как переплетаются вымысел и действительность в истории кремлевского собрания, можно до 14 января.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений