Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану не впервые напоминать всему миру, что на земле Палестины должно быть два государства. Еще четыре года назад на Генассамблее ООН он об этом говорил с наглядным пособием в руках.
– Мне очень любопытно, а где собственно начинается и заканчивается земля Израиля? Многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением Тель-Авива игнорируются. Если так, то зачем вообще нужны решения Всемирной организации? – задавал он тогда вопрос.
А ведь началась история возвращения евреев в Палестину после Второй мировой войны с палаток и тяжелого ручного труда. Эта древняя земля тогда находилась под управлением Британии. С ростом числа переселенцев все чаще стали вспыхивать арабо-еврейские конфликты. Солдаты Короны их подавляли, но скоро Лондон признал – найти компромисс между народами невозможно.
– Было два предложения: создать двуединое арабо-еврейское государство или раздел Палестины. СССР первоначально выступал за создание двуединого демократического государства, – напоминает чрезвычайный и полномочный посол России в Израиле Геннадий Тарасов с 2002 по 2007 годы.
В 1947 году ООН выносит решение: на землях Палестины должны быть образованы два государства – Арабское и Еврейское. Города Иерусалим и Вифлием – как религиозные центры – остаются общими.
Несогласное арабское большинство от несправедливого, по их мнению, раздела отказалось. Единоверцев поддержали 8 исламских государств. Так началась первая война. В Израиле она известна как победная «Война за независимость». Среди палестинцев – как «Катастрофа». Поражение обернулось потерей земель и сотнями тысяч беженцев.
– Палестинцы никогда не вешают светильники или люстру – всегда лампочка. Я спрашиваю, а почему? Ответ: потому что мы здесь временно, мы беженцы, – рассказывает историю одного палестинского обычая кандидат исторических наук Сергей Медведко.
С тех пор карта Палестины менялась только в одну сторону. Если при британском владычестве еврейские поселения были лишь небольшими вкраплениями в арабском мире, то уже план ООН 1947 года отдавал 56 процентов земли именно еврейскому государству. После войны 1967 года арабам оставили только сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Да и последний к нашему времени практически полностью поглощен еврейскими поселениями.
Подобная экспансия, буквально выживание с земель, спустя 20 лет после первой войны в 1967 году вынудила арабский мир снова взяться за оружие. Разразилась Шестидневная война. Меньше недели понадобилось израильской армии для разгрома превосходящих сил арабской коалиции. И вот уже десантники одноглазого Моше Даяна позируют у стены Плача. Израиль в итоге оккупировал сектор Газа, Западный берег, весь Иерусалим, Синайский полуостров и Голланские высоты.
Именно тогда ООН принимает резолюцию о границах Израиля и Палестины, которые сегодня признают большинство государств, в том числе и Россия. По ней за арабами осталась узкая полоска вдоль моря – сектор Газа, и территория вдоль западного берега реки Иордан, а еще – Восточный Иерусалим. Именно на основании этого определения Москва и предлагает сейчас решать конфликт.
А на оккупированных землях появилась Организация освобождения Палестины. Арабов лишали не только земли, но и возможности молиться.
– Почтенные шейхи молились на улице напротив мечети, а солдаты пришли и запретили им молиться даже на улице, – возмущался в 2012 году Ясир Арафат.
И тогда грянула война Судного дня. Атака на Израиль началась почти в тот же день, что и нынешняя вылазка ХАМАС, 6 октября 1973 года. И тоже в субботу, в шабат. Армиям Египта и Сирии поначалу удалось достичь результатов, но через три дня Израиль отмобилизовался и снова нанес поражение арабским странам. Фронт остановился в 100 километрах от Каира и в 40 – от Дамаска. Тут, по воспоминаниям референтов, не выдержал даже генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Советский Союз традиционно поддерживал арабские государства.
– Мы им предлагаем сколько лет разумный путь. Нет, они хотели повоевать. Пожалуйста! Мы дали им технику, новейшую, какой во Вьетнаме не было. Они имели двойное превосходство в танках и авиации, тройное – в артиллерии, а в ПВО – абсолютное превосходство. И что? Их опять раздолбали! – негодовал Брежнев.
Именно тогда появился термин «челночная дипломатия». Госсекретарь США Генри Киссинджер метался между арабскими столицами и Тель-Авивом, пытаясь вынудить стороны подписать мир. Формально Вашингтон был союзником еврейского государства. Но даже американский адмирал Замволт вспоминал о хитростях дипломата.
– Он просто не хотел, чтобы Израиль одержал решительную победу. Он хотел, чтобы Израиль пролил кровь ровно настолько, чтобы смягчить последствия послевоенной дипломатии, которую он планировал, – в 1976 году оценивал итоги «челночной дипломатии» американский адмирал.
Иными словами, Белый дом через Киссинджера умышленно регулировал накал той войны, чтобы убедить и арабов, и евреев – мир в регионе можно достигнуть только под контролем США. Такой подход сохраняется и сейчас. В регион направляется нынешний госсекретарь Энтони Блинкен. Правда, он с арабскими лидерами разговаривать не планирует.
– Все администрации США, даже последняя, не заявляли о том, что цель внешней политики США – это безопасность Израиля, – подчеркивает доктор исторических наук Борис Долгов.
Но никакие соглашения, подписанные в последующие годы, мира на эту землю так и не принесли. Восстание сменялось восстанием. Палестинцы насчитывают уже три интифады. В секторе Газа освободительное движение радикализировалось, к власти пришел ХАМАС. И для одного и для другого народа Палестина – это земля предков. И как разрешить этот конфликт? За 80 лет это пока не придумали даже самые опытные политики.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений