По европейскому законодательству продукты, удобрения и другие ключевые гуманитарные товары освобождаются от санкций. На практике все оказалось иначе.
«На каждом этапе — множество препятствий: налоги, поборы за хранение при практической невозможности совершить платежи, а также за фрахт судов, перевалку и другие логистические услуги.
Как указали в МИД, ситуация с удобрениями в очередной раз продемонстрировала «лицемерие западных стран», блокирующих даже гуманитарные грузы.«И все эти издержки несет российская компания-собственник продукции, оплачивающая даже посреднические услуги ООН», — подчеркнули в ведомстве.Только на словахCанкции в ЕС ввели, когда в мире разразился кризис удобрений.Над тем, чтобы обеспечить российские поставки, работала ОНН — в соответствии с соглашением, которое, в свою очередь, было частью договора, разблокировавшего экспорт украинского зерна через Черное море в 2022-м.Генсек ООН Антониу Гутерреш называл это «значительным вкладом в вывод удобрений на мировые рынки».««Официальные лица ООН занимаются с Европейской комиссией и государствами ЕС дальнейшим разъяснением и полной реализацией исключений в отношении продуктов питания и удобрений, чтобы более эффективно решать проблему глобальной продовольственной безопасности», — отчитались тогда чиновники.
Но воз и ныне там. Было всего две поставки — 6 марта в Малави (20 тысяч тонн) и 31 мая в Кению (34).Остальные до сих пор ждут. Как уточнили в министерстве, это три партии в Нигерию (34 тысячи тонн), Зимбабве (23), на Шри-Ланку (55). Всего в портах Латвии, Эстонии и Бельгии находится больше 96 тысяч тонн российских удобрений.Лишают последнегоПо данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Россия — крупнейший в мире экспортер азотных удобрений и ведущий поставщик калийных и фосфорных.««Санкции против российского экспорта зерна и удобрений затронули цепочки поставок продовольствия, нанеся сокрушительный удар по глобальной продовольственной безопасности. Зерно и удобрения — ключевые ее компоненты», — констатируют авторы исследования, опубликованного недавно в журнале Nature.
Из-за высоких цен на энергоносители и ограничений на экспорт продовольствия из России и с Украины продукты могут подорожать на 60-100%, отмечается в этой публикации.В итоге недоедать придется 61-107 миллионам человек, что повысит смертность на 0,42-1,01 миллиона. Больше всего пострадают страны Африки к югу от Сахары.В августе лидеры Коморских Островов, Конго, Египта, Сенегала, ЮАР, Уганды и Замбии вновь обратились к ООН с призывом «предпринять конкретные шаги по устранению препятствий для российского экспорта зерна и удобрений».Сами закупилисьУ европейцев же никаких препятствий нет. Так, Польша нарастила импорт удобрений из России в 3,3 раза.По информации Статистического управления, если в июле прошлого года польский бизнес закупил у Москвы удобрений на 6,2 миллиона долларов, то сейчас — на 20,2. В итоге российские компании заняли второе место среди поставщиков этой продукции, уступив лишь Германии (22,6 миллиона).Из-за отказа от газа из России затраты на собственное производство в Европе подскочили на 150 процентов. В результате дефицит по некоторым позициям доходил до 75 процентов. Химическая промышленность ЕС замерла.«Одна только Германия в первом полугодии 2023-го импортировала российских удобрений на 151,3 миллиона долларов. Это рекорд: в последние пять лет данный показатель был на уровне 45,5 миллиона. Доля России в поставках выросла с 5,6 до 18 процентов (около 167 тысяч тонн) — абсолютный максимум.
Без российской органической продукции европейским аграриям никак не обойтись. А вот для нас Старый Свет — далеко не ключевой клиент. Крупнейший импортер — Бразилия, среди основных покупателей — Индия, Турция и Вьетнам.За бортом по вине западных политиков остаются лишь бедные африканские страны. Но их судьба в ЕС, похоже, никого не волнует.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений