«Гага» — это язык, который, в первую очередь, построен на ощущении себя изнутри. На занятиях тебя учат чувствовать и мыслить каждой клеточкой тела, добиваясь раскрытия возможностей его работы, понимания того, как за счет мысли и импульса идут телесные сигналы. «Гага» помогает понять то, откуда движение берет начало и имеет ли оно вообще конец.
– Как вы видите развитие современной хореографии международного уровня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в ближайшие годы? Как планируете международное сотрудничество, к каким хореографам обращаетесь?– Мне хочется добиваться того, чтобы наша труппа продолжила осваивать различные танцевальные направления и языки. Это обогащает не только физические возможности танцовщиков, но и само их мироощущение. Я постоянно нахожусь в поиске интересных, на мой взгляд, хореографов.Приглашая человека поставить новый спектакль или перенести уже созданный, я прежде всего должен ответить на ряд вопросов. Как эстетика нового хореографа будет соотноситься со спектаклями репертуара?
Что может, с одной стороны, понравиться публике, а с другой стороны, будет развивать ее вкус? Будет ли новая работа способствовать совершенствованию исполнительской техники и духовному росту наших артистов? Каким музыкальным материалом хотелось бы пополнить репертуар? Конечно же, важна и маркетинговая составляющая: как этот продукт продавать и как привлекать внимание зрителя? И это далеко не все вопросы, на которые нужно найти ответ.-© Фото предоставлено пресс-службой МАМТРепетиция балета «Нет никого справедливей смерти»Репетиция балета «Нет никого справедливей смерти»© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ© Фото предоставлено пресс-службой МАМТМаксим Севагин репетирует спектакль «Нет никого справедливей смерти»Максим Севагин репетирует спектакль «Нет никого справедливей смерти»© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ© Фото предоставлено пресс-службой МАМТМаксим Севагин (справа) на репетиции Максим Севагин (справа) на репетиции © Фото предоставлено пресс-службой МАМТ1. Репетиция балета «Нет никого справедливей смерти»© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ 2. Максим Севагин репетирует спектакль «Нет никого справедливей смерти»© Фото предоставлено пресс-службой МАМТ 3. Максим Севагин (справа) на репетиции © Фото предоставлено пресс-службой МАМТКак формируется художественная политика балета в нашем театре? В репертуаре сохраняются исторические спектакли – это наше наследие и базис. В то же время специально для нашей труппы мировые хореографы ставят оригинальные спектакли. Это особенно для меня важно. Создание принципиально нового спектакля – это вызов, концентрация усилий фактически всего театра. Благодаря этому наш репертуар приобретает эксклюзивный характер.Хореограф создает хореографический текст специально для танцовщиков труппы, а артисты балета имеют возможность выступить в роли соавторов. Уже признанные мэтры откликаются на наши предложения и с удовольствием соглашаются работать на нашей сцене. Несмотря на все сложности нашего времени, мы открыты к международному сотрудничеству: ведутся переговоры с известными китайскими и бразильскими авторами.Иван Михалев и Полина Заярная в балете «Последний сеанс»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ– Вы довольно много ставите на этой сцене, к тому же прекрасно знаете труппу изнутри. Как вы видите и развиваете сотрудничество с другими отечественными хореографами? Насколько театр может стать для них площадкой для экспериментов и личного высказывания?– Уже второй сезон подряд театр сотрудничает с российскими хореографами разных направлений.В прошлом сезоне Ксения Тернавская и Павел Глухов создали одноактные спектакли «Ворга» и «Последний сеанс». Ксения – один из самых известных российских хореографов в жанре контемпорари, а Павел ставит балеты на стыке академического и современного танца, а также работает с Дианой Вишневой и Дарьей Павленко.© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТВалерия Муханова в балете «Ворга»Валерия Муханова в балете «Ворга»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТЕвгений Жуков и Анастасия Лименько – балет «Класс-концерт»Евгений Жуков и Анастасия Лименько – балет «Класс-концерт»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТИван Михалев и Полина Заярная в балете «Последний сеанс»Иван Михалев и Полина Заярная в балете «Последний сеанс»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТИван Михалев и Денис Дмитриев в балете «Последний сеанс»Иван Михалев и Денис Дмитриев в балете «Последний сеанс»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ1. Валерия Муханова в балете «Ворга»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 2. Евгений Жуков и Анастасия Лименько – балет «Класс-концерт»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 3. Иван Михалев и Полина Заярная в балете «Последний сеанс»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 4. Иван Михалев и Денис Дмитриев в балете «Последний сеанс»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТВ июле 2024 года впервые у нас поставит спектакль Анастасия Вядро, до этого работавшая с современными танцовщиками без академического бэкграунда. Спектакль «Красавицы не могут уснуть» станет особенным по нескольким причинам. Во-первых, он будет поставлен только на женскую часть труппы и расскажет «женскую историю». Во-вторых, балерины будут танцевать на каблуках, что является одной из характерных черт хореографического языка Анастасии.Привлечение разных хореографов – это в своем роде эксперимент, который позволяет нам не прибегать к устоявшимся шаблонам, а идти на риск в поисках мощных личных высказываний, новых форм и эстетики.
– Репертуар балетной труппы условно делится на два направления – это сохранение лучших постановок классического репертуара и развитие современной хореографии. Если говорить о первом векторе, то что здесь ждет публику? Как вы развиваете традиции балетной труппы, заложенные еще при создании театра?– Я считаю, что традиции нельзя развивать, но им можно следовать. Поэтому мы неизменно сохраняем в репертуаре самые выдающиеся постановки Владимира Павловича Бурмейстера. Мне нравится, что именно благодаря ним у труппы есть свое лицо.© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТБалет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера © Фото: предоставлено пресс-службой МАМТБалет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера © Фото: предоставлено пресс-службой МАМТБалет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера 1 / 3Балет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера © Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ2 / 3Балет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера © Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ3 / 3Балет «Эсмеральда», постановка Владимира Бурмейстера © Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ– Эпоха, когда балет театра возглавлял Владимир Бурмейстер, считается важной для истории труппы. У вас идут его «Снегурочка», «Лебединое озеро» и «Эсмеральда». Какова сегодня роль его наследия?– Балеты «Лебединое озеро» и «Эсмеральда» идут на разных российских и мировых сценах, но наши спектакли в редакции Бурмейстера являются уникальными. Это касается как трактовок самого хореографического языка, структуры балетов, так и характеров главных героев.Наследие Владимира Бурмейстера бережно передается нашими педагогами-репетиторами из поколения в поколение, его балеты на протяжении многих десятилетий являются визитными карточками нашего театра.В наше время мы можем лишь сохранять эти постановки, внося в них небольшие стилистические изменения. Они могут касаться исполнения жестов, актерского мастерства и, конечно же, качества. Это — работа артистов. Также мы можем вдохнуть новую жизнь в эти спектакли, меняя декорации и костюмы, приближаясь к вкусовым и стилистическим предпочтениям нашего времени.
– В ноябре запланирована премьера «Снежной королевы» в вашей хореографии, и хочется подробнее поговорить об этом спектакле.– Идея создания этого спектакля появилась у меня более десяти лет назад. Я был студентом-подростком в Академии русского балета имени Вагановой. Уже тогда меня переполняло желание ставить, и я постоянно складывал из разных музыкальных произведений целые спектакли, и одноактные, и полнометражные, это было и есть моим любимым занятием. Таким образом и сложилась «Снежная Королева».– Вы часто говорите о том, что идете в постановках от музыки. На сей раз вы взяли за основу партитуры симфоний Чайковского, в том числе Шестую, которую принято трактовать как трагическое сочинение. Как эта музыка «ложится» у вас на историю Кая и Герды?– Все как раз и началось с первой части Шестой симфонии Петра Ильича. Начало сказки полностью легло у меня на эту музыку. Там я услышал троллей и их историю с зеркалом, следом — невероятно светлая и счастливая тема Кая и Герды, которая прерывается абсолютно зловещей темой. Конечно же, это появление Снежной Королевы.Так и закрутилось: вторая часть Шестой симфонии — Заколдованный сад, финал Пятой симфонии — Дворец Принца и Принцессы, и так далее.В течение десяти лет я, конечно, менялся сам, менялось и ощущение музыки, появлялись новые идеи.
Был период, когда я уже было отказался от использования музыки Чайковского и собирался работать с современным композитором над новой партитурой. Но в итоге вновь вернулся к первоначальной идее и с новым зарядом вдохновения начал ставить спектакль.© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТБалет «Лебединое озеро», хореография Владимира Бурмейстера© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТЭрика Микиртичева и Денис Дмитриев в балете «Лебединое озеро»1 / 2Балет «Лебединое озеро», хореография Владимира Бурмейстера© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ2 / 2Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев в балете «Лебединое озеро»© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ– Вы используете музыку трех симфоний Чайковского, очень разные и непростые партитуры. Это ведь довольно сложная задача для оркестра?– Над музыкальной составляющей спектакля работает дирижер Федор Безносиков. Когда я предложил ему взяться за эту работу, он принял предложение с большим энтузиазмом. Несмотря на то, что это действительно сложная задача для оркестра, у Федора боевой настрой. Он ведет активную работу с артистами оркестра, которые поначалу были настроены скептически, но сейчас вошли во вкус и поняли, что все осуществимо.– Этой работой вы в какой-то степени продолжаете как раз традиции Бурмейстера, который в свое время поставил «Снегурочку» также на музыку из произведений Чайковского.– Признаюсь, что, придумывая спектакль «Снежная королева», я совсем не знал о Владимире Бурмейстере и его постановках. В Петербурге о нем в принципе мало говорят, да и в процессе обучения его персона не затрагивается не только в Петербурге, но, как выяснилось, и в Московской академии хореографии, что я считаю большим упущением.Но, начав работать артистом в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, я увидел спектакль «Снегурочка» и был приятно удивлен, что партитура собрана из произведений Чайковского. Этот спектакль стал для меня знаком. Он утвердил меня в моих поисках и вдохновил на преодоление сложностей на пути к цели.Сцена из балета «Снегурочка» в постановке Владимира Бурмейстера© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ– Каким будет за спектакль визуально, кто работает над оформлением?– Постановочную команду я выбирал долго и тщательно, когда делаешь балет с нуля, это всегда одна из самых трудных задач. Художник по свету — Константин Бинкин. Он является автором световых партитур в трех моих балетах, в том числе «Класс-концерт, и „Снежная Королева“ будет четвертым.А вот с остальными участниками я работаю впервые, но очень в них верю. Юлдус Бахтиозина — художник по костюмам и гриму. Екатерина Моченова — сценограф. Сергей Рылко — видеохудожник. Мы стремимся создать семейный спектакль, и это всегда сложно.Универсальный балет для юной и взрослой аудитории должен быть сказочным, эффектным, запоминающимся и в то же время глубоким, философским и трогательным.
Я и моя команда работаем именно в этом направлении, поэтому образы героев сказки получаются очень выразительными.
Здание Музыкального театра имени имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко на улица Большая Дмитровка.© РИА Новости / Владимир ФедоренкоПерейти в медиабанк– Это будет классическая или современная хореография? Где вообще проходит грань между этими понятиями?– Любой балет, поставленный сейчас, современный. Исключить можно лишь реконструкции старинных спектаклей. Но и это спорный вопрос, ведь над ними тоже работают современные авторы, они порой адаптируют музыкальный и хореографический материал, создают новые декорации и костюмы.Я вообще такое разделение не приемлю, ибо оно вызывает все больше вопросов: мы рассматриваем спектакль относительно исторических или современных произведений, или мы пытаемся понять жанр хореографического текста, музыки, стиля, в котором сделано оформление спектакля? Я считаю, что сейчас искусство развивается за счет синтеза разных жанров и направлений.Да, я продолжаю работать с пуантами и пуантной техникой, которая включает в себя большое количество элементов академического классического танца. Сочетая эти элементы в необычном порядке, используя интересную музыкальность, синкопированность, комбинируя знания о партнеринге в современном танце с техникой академического дуэтного танца, — всё это уже делает балет современным.Балет „Класс-концерт“, постановка Максима Севагина© Фото: предоставлено пресс-службой МАМТ 14:18 13.11.2023
Нет элементов для просмотра
Нет мнений