«Все, чем мы занимаемся, связано с нематериальным наследием – это то, на что нельзя нанести инвентарный номер и положить в музейные фонды. Наша главная задача заключается в том, чтобы вернуть утраченные исторические технологии коломенских производств. Мы не кондитеры в обычном понимании, а музейные исследователи и реконструкторы, мы производим только то, что имеет историческую ценность, по архивным рецептурам, найденным в архивах в Российской государственной библиотеке».
Наталья НикитинаГенеральный директор музейно-творческого кластера «Коломенский Посад»Наталья Никитина, генеральный директор АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»По словам Натальи Никитиной, на сегодняшний день компанией сертифицировано около 50 исторических рецептов, в основе которых два базовых вида. «Это воздушная пастила, которая выделывается со взбитыми белками, и плотная пастила — смоква, которая высушивается без белков. Для современного человека она похожа на мармелад, но отличается тем, что в ней нет никаких загустителей. Плотность достигается тем, что сочное пюре из ягод высушивается в течение трех суток», – объясняет она.Первая партия музейной пастилы – 300 коробочек – была сделана к открытию музея «Коломенской пастилы» в 2009 году. Все было продано за один день. Сейчас каждый месяц для производства коломенской пастилы закупается восемь тонн яблок. Из одного килограмма получается 100 грамм пастилы, то есть ежемесячно производится около 800 килограммов сладости. Половина уходит на дегустацию в музей, а вторая продается как коломенский сувенир во всех объектах музейно-творческого кластера «Коломенский Посад». Сейчас эта сладость – бренд №1 Коломны, лимитированные линейки пастилы выпускаются для Государственной Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Кижи», Музея театрального и музыкального искусства, по запросу для подарочного фонда дипкорпуса России.
Музей находится во флигеле городской усадьбы 1799 года постройки, а небольшое производство – в современном здании. Однако новые стены никак не влияют на соблюдение исторической технологии. Коломна издавна была известна яблоневыми садами. И «славныя коломенския постилы», белопенные и рыхлые, «в три пальца толщиной», начали готовить в свое время именно здесь, но в годы революции фабрика закрылась. Технология вырабатывалась столетиями. Традиционную пастилу производят только из свежих яблок, никакие заготовки в виде консервированного пюре не подходят. Фрукты помещают в печи, запекают, потом взбивают в пену, раскладывают тонким слоем и сушат.На некоторых этапах возрожденного производства используют планетарные миксеры, запекают яблоки в современных духовых шкафах. Однако, подчеркивает Наталья Никитина, никаких автоматизированных линий, по которым едут коробочки со сладостями, здесь нет.© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Яблочное суфле раскладывают по формам Яблочное суфле раскладывают по формам © Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»В муфтовую пастилу добавляют миндальВ муфтовую пастилу добавляют миндаль© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Упаковка «Коломенской пастилы»Упаковка «Коломенской пастилы»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»1. Яблочное суфле раскладывают по формам © Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 2. В муфтовую пастилу добавляют миндаль© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 3. Упаковка «Коломенской пастилы»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Отдельный этап – упаковка, которую выпускают на небольшом крафтовом картонажном производстве. «Коробочки производятся вручную, технология производства подсмотрена нами в дореволюционной брошюре по производству картонажей. Единственное, что мы себе позволили для возможности производить больше и отвечать на запрос, – это тигельный пресс, который вырубает выкройки из толстого картона. А далее каждая выкройка собирается и обклеивается вручную», – рассказывает Наталья Никитина.Разные сорта пастилы имеют свою историю, так что дизайн будущей коробки создается в соответствии с темой и сортом пастилы. Есть более торжественные варианты упаковки и более бюджетные.© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Все коробочки для «Коломенской пастилы» склеиваются вручнуюВсе коробочки для «Коломенской пастилы» склеиваются вручную© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Пастила, разложенная в коробочкиПастила, разложенная в коробочки© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Необходимые детали коробочек подкрашиваютНеобходимые детали коробочек подкрашивают© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»1. Все коробочки для «Коломенской пастилы» склеиваются вручную© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 2. Пастила, разложенная в коробочки© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 3. Необходимые детали коробочек подкрашивают© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»По словам Натальи Никитиной, в музейно-творческом кластере «Коломенский Посад» работает около 200 человек. Каждый новый музейный объект создает порядка 20 рабочих мест. Сейчас это пять музеев и три небольших крафтовых производства, которые коррелируются с темами музеев. Работают не только жители Коломны, но и соседних городов в радиусе примерно 40 километров – Воскресенска, Егорьевска, Озер и Луховиц. Среди сотрудников картонажного производства есть те, кто работает дома, это люди с особенностями здоровья.Занявшись 15 лет назад изучением старинных рецептов коломенской пастилы, Наталья Никитина и команда ее единомышленников одними из первых стали развивать гастротуризм в России, положив в основу идею возрождения исторических вкусов и производств.
Калачи и папушникиУтро в музее «Калачная» начинается задолго до первой экскурсии, ведь к этому моменту на столах у посетителей должны стоять стаканы с горячим чаем и лежать свежие калачи со сливочным маслом. Коломенский калач – еще один возрожденный бренд города.Пекут калачи здесь же, в небольшой музейной пекарне, где работает около 25 человек: пекари, истопники (в самом музее стоит рабочая дровяная печь), обслуживающий персонал.Музей «Калачная» открылся в 2014 году и входит в состав музейно-творческого кластера «Коломенский Посад». Первоначально здесь выпекали 120 калачей в день. В 2023 году, спустя 10 лет, поставили рекорд – пять тысяч калачей за день.
Производство хлеба также стало реконструкцией исторического вкуса. По словам Натальи, уже после открытия музея еще полгода понадобилось технологам, чтобы добиться желаемого результата.«Искусство калачепечения, мастерство пекаря живет на кончиках пальцев, это и есть уникальная технология, что являет собой нематериальное наследие: подольше подержать тесто на леднике, добиться всхожей закваски, легко и быстро формовать калач, – все это пришло не сразу. Но! Когда в сетях стали появляться фотографии с подписью: „В Коломне организовали очередь за хлебом“, – мы поняли, что калач случился, вернулся и теперь никогда не уйдет из наших рук».
Наталья НикитинаГенеральный директор музейно-творческого кластера «Коломенский Посад»Вывеска музея «Калачная»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»Как и в случае с пастилой, в «Калачной» современное оборудование используют, но очень дозированно. Вряд ли в сегодняшней жизни и при больших объемах производства два человека будут стоять и вручную замешивать тесто специальным веслом в огромных кадках. Или просеивать муку через сито, что необходимо для насыщения ее кислородом. Эти этапы автоматизированы. Однако в остальном все идет по традиционным правилам. И даже современные печи полностью повторяют русскую печь, которая держит необходимую высокую температуру, ровно выпекает и поддает пар, чтобы на калачах не образовывались трещины.© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Готовое тесто для калачаГотовое тесто для калача© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Формовка калачаФормовка калача© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Калач, готовый к выпечкеКалач, готовый к выпечке© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Готовый калач из печиГотовый калач из печи© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»1. Готовое тесто для калача© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 2. Формовка калача© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 3. Калач, готовый к выпечке© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 4. Готовый калач из печи© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»«Настал момент, когда мы поняли, что „справились“ с калачом и дальше встал вопрос: а какой еще сорт хлеба мог иметь отношение к Коломне? И здесь в очередной раз нам помог наш гений места – писатель Иван Лажечников, в каждом его произведении упоминается хлеб, который подавали в Коломне на постоялых дворах в трактирах, возможно, выпекали дома. Владимир Даль пишет: „папа – пух, набалованное дитя, всхожий, рассыпчивый, праздничный хлеб – папушник“. Это полная антитеза коломенскому калачу, в который клали все, что могли себе позволить: желтки, сахар, яйца, масло, сливки. Мы выпекаем наши папушники на сливках и желтках», – рассказывает Наталья Никитина.С годами в «Калачной» стали выпекать самые разные исторические сорта хлеба: это и рогалики, и крендели, хлеб подовый и хлеб первопроходцев. В стенах музея организовали «форточную торговлю», что было типично для старой Коломны. Здесь запросто, на ходу, через окно можно приобрести калач, фаршированный фермерским тушеным гусем или паштетом на выбор.«К вечеру к „Калачной“ стекаются местные посадские жители: после 19 часов музей весь оставшийся хлеб распродает в полцены, дабы ничего не оставалось на следующий день. Мы очень довольны, что истории со вкусом вошли в повседневную жизнь города», – говорит Наталья Никитина.
Колхоз ДостоевскогоВ 2021 году в рамках коломенского музейного кластера появился новый инфраструктурный объект — Колхоз Достоевского с традиционным яблоневым садом. По словам Натальи, о своем сырье для производства пастилы она с коллегами думала всегда, хотелось обрести не только независимость, но и иметь возможность гарантировать качество продукта. И когда земля рядом с Даровым, семейной усадьбой Достоевских в Зарайском районе, была выставлена на продажу, решение было принято быстро.«Эта земля рассматривается нами как музейная. И все, что там спроектировано, что уже посажено, – это все сделано, основываясь на воспоминаниях и цитатах Достоевского. Мы понимаем, что эти купленные гектары имеют мемориальное значение и очень важно сохранить эти виды и дали для современников такими, какими их видел Фёдор Михайлович. В усадьбе Даровое маленький Федя проводил свое лето, приезжая со своими братьями и сестрами на каникулы. Описание этой природы, названия населенных пунктов легли на страницы его произведений: рассказа „Мужик Марей“ и романа „Братья Карамазовы“.
Наталья НикитинаГенеральный директор музейно-творческого кластера „Коломенский Посад“200 лет назад земля принадлежала Достоевским. С приходом советской власти на этой территории обосновалось „Товарищество по совместной обработке земли имени Федора Михайловича Достоевского“. Еще через 100 лет это место становится частью музейного кластера. „Я часто в шутку говорю так: это будет креативный культурологический колхоз, где не будет ни одного случайно высаженного растения, все будет выстроено концептуально, напрямую связано с гением места и с историей Зарайского района“, – объясняет Никитина.Сотрудники кластера „Коломенский Посад“ на работе в колхозе Достоевского© Фото предоставлено пресс-службой АНО „Коломенский Посад“По словам Натальи, мама писателя Мария Федоровна аккуратно вела хозяйство и записывала все, что было высажено на полях, какой был урожай. „Из ее документов мы знаем, что сеяли рожь сорта “ваза», гречиху, коноплю, семья владела огромным плодовитым садом. В перспективе все это планируется возродить. Таким образом, творческая команда музейного кластера «Коломенский Посад» расширяет границы своей деятельности и начинает развивать новый формат сельского хозяйства, в котором соединятся культурная традиция и инновации. Сад станет началом большого проекта по воссозданию традиционного землепользования в имении Достоевских", – говорит Наталья Никитина.В 2021 году на купленной территории заложили яблоневый сад – в честь 200-летия со дня рождения Достоевского и посадили 200 деревьев. Из частных коллекций и государственных питомников отобрали саженцы исторических сортов – самые известные их них «бабушкино», «орловское полосатое», «апорт», «аркады», «русское полосатое».Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский Посад» объединил все проекты команды Натальи Никитиной. На сегодняшний день это музей истории со вкусом «Коломенская пастила», музей «Калачная», музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», музей-лаборатория «Шёлковая фабрика», Музей-Навигатор, Дом Сурановых, литературное кафе «Лажечников», кофейня «Мне можно», Центр социальных инноваций в сфере культуры «Библиотека наследия», Колхоз Достоевского, Международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки» и три небольших крафтовых производства (пастильное, картонажное и калачное). Название кластеру дала историческая территория, на которой расположены объекты и разворачивается основная деятельность центра.
В Колхозе Достоевского, как и полагается, есть председатель. Анатолий Климанский работает в проекте с небольшим штатом. Сезонных работников нанимает из ближайшей деревни. Остальная помощь – добровольная, сотрудников музейного кластера. Время от времени присоединяются «волонтеры-колхозники» – друзья «Коломенского Посада»: издатели, художники, писатели, арт-резиденты, представители крупных благотворительных фондов. Почти все деревья в саду именные.В прошлом году к ежегодному международному яблочно-книжному фестивалю «Антоновские яблоки» уже собрали свой небольшой урожай и сделали партию пастилы, указав на коробках сорта плодов.© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»Молодые яблони в саду колхоза имени ДостоевскогоМолодые яблони в саду колхоза имени Достоевского© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»Сбор яблокСбор яблок© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад»© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»Колхозные яблокиКолхозные яблоки© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»1. Молодые яблони в саду колхоза имени Достоевского© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад» 2. Сбор яблок© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский Посад» 3. Колхозные яблоки© Фото предоставлено пресс-службой АНО «Коломенский посад»В этом году в колхозе вырастили 400 килограммов капусты местного сорта, рассада которого была заказана в Зарайском районе специально для посадки на колхозном поле. Урожай шеф литературного кафе «Лажечников» использовал в музее «Калачная» для начинки пирогов. Капуста также пригодилась для сезонного печного меню в только что отреставрированном и открытом Доме Сурановых. «Ничего не пропадет», – уверена Наталья Никитина.«Первые два года после открытия нашего музея „Коломенская пастила“ к нам приезжали только туристы, местные жители не приходили. Был немного отстраненный взгляд на то, что мы делаем. Но постепенно и местные стали приводить своих гостей, гордиться, как мне кажется, этим местом. Каждая новая тема, которую берет в работу „Коломенский Посад“, создает свое небольшое производство, открывает новые рабочие места, люди остаются жить и работать на своей земле, появляется чувство привязанности и любви к месту, где проходит их жизнь».
Наталья НикитинаГенеральный директор музейно-творческого кластера «Коломенский Посад»Сотрудники «Коломенского центра познавательного туризма „Коломенский Посад“© Фото предоставлено пресс-службой АНО „Коломенский Посад“ 12:23 24.11.2023
Нет элементов для просмотра
Нет мнений