Испания и Бельгия — самые крупные клиенты России в Европейском союзе. По подсчетам Института энергетической экономики и финансового анализа (IEEFA), там закупки подскочили на 50% по сравнению с прошлым годом. С января по октябрь Мадрид приобрел 5,21 миллиарда кубов, Брюссель — 3,14. В топе также Франция.
Доля российского импорта СПГ в Испании — 26,5%, в Бельгии — 37,2.Забыли о политикеПо сведениям статистической службы ЕС, Испания заплатила Москве 1,8 миллиарда евро, Франция — 1,5, Бельгия — 1,36.Как сообщила энергетическая компания Enagas, в Испании Россия в этом году — на третьем месте после Алжира и США. Результат с января по сентябрь — эквивалент 56 490 ГВт⋅ч газа, на 48,2% больше, чем за тот же период 2022-го (38 125 ГВт⋅ч).Поставки растут, так как не все государства ЕС имеют выход к морю и мощности по регазификации СПГ. В Испании и Бельгии они есть. Оттуда регазифицированный продукт отправляют в другие страны.««Франция, например, не только активно закупает российский СПГ, но и продолжает эксплуатировать мирный атом, что противоречит общему вектору ЕС. Испания и Венгрия, к слову, не самые богатые в Европе, руководствуются экономическими соображениями — везти СПГ из США или Австралии значительно дороже. Несмотря на публичные заявления официальных лиц, экономика перевешивает политику», — указывает Павел Марышев, директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс».
По данным французской компании Kpler (специализируется на сборе информации о сырьевых рынках), на российский СПГ приходится 16% общего импорта ЕС. Москва тут уступает только Вашингтону.Поставили не на тоУ сжиженного газа есть важное преимущество: в отличие от трубопроводного, он не ограничен географией.«Есть возможность перевозки морским транспортом в любую точку мира с небольшими колебаниями в себестоимости. Таким образом СПГ делает газовый рынок глобальным, как и нефтяной», — отмечает Александр Ключников, ведущий маркетолог-аналитик АО «ПТПА».Спрос повышает и климатическая повестка. В ЕС решили снизить выбросы углерода не менее чем на 55% к 2030 году и достичь нуля к 2050-му. «Зеленое лобби» убедило политиков, что водород способен заменить природный газ к 2030 году.««В ЕС рассматривают СПГ как временный при переходе к водороду и возобновляемым источникам энергии в рамках зеленой идеологии. Но Европа не сможет использовать СПГ вместо российского трубопроводного. А прогнозируемая холодная зима и восстановление спроса в Китае, скорее всего, обернутся еще и ростом цен в глобальном масштабе», — рассуждает Вадим Петров, зампредседателя рабочей группы «Арктическая повестка» Минприроды России.
Растущий спросВ общем, на словах — отказ от российского топлива, как традиционного, так и сжиженного, а на деле — прямо противоположное. Нынешняя заполненность европейских хранилищ (99,32%) — во многом результат активных закупок СПГ именно у Москвы. И это только начало.««Чтобы пережить холодную зиму, странам Европы необходимо кратно нарастить поставки. Более того, в ЕС недостаточно емкостей как для хранения, так и для приема СПГ. Поиск альтернатив российскому топливу требует времени, а в морозы возможен ажиотаж, и цены взлетят. Профицита топлива Европе ожидать точно не стоит», — говорит Виталий Китайчук, заместитель руководителя финансово-технологической компании Only Bank.
По оценкам Агентства экологических расследований (EIA), к концу 2024-го мировой спрос на СПГ вырастет на 16%. Прогноз основан на данных Международной группы импортеров (GIIGNL), сравнении производственных мощностей. В этом году к импортерам присоединились Германия, Филиппины, Вьетнам. Антигуа, Австралия, Кипр и Никарагуа сделают это вскоре, а несколько других стран находятся на «продвинутой стадии» развития необходимой инфраструктуры.Для России стратегически важно расширять экспорт и производство. Сейчас у нас получают 32,5 миллиона тонн СПГ в год. В 2024-м, как предполагает госпрограмма «Развитие энергетики», этот показатель достигнет 47,3 миллиона, а к 2030 году превысит 100.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений