VR-битва за Епифань. Реконструкция сражения века

VR-битва за Епифань. Реконструкция сражения века
VR-битва за Епифань. Реконструкция сражения века

Оказаться в решающий момент сражения XVI века, собственноручно зарядить пищаль и подготовить легендарную крепость Епифань к обороне — такое путешествие во времени стало возможным благодаря новому VR-проекту «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань». Презентация VR-реконструкции состоялась 27 ноября 2023 года. Это совместный проект РИА Новости и Государственного музея-заповедника «Куликово поле».

Надев очки виртуальной реальности, пользователь получает уникальную возможность примерить на себя роль стрельца в средневековой крепости. VR-проект «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань» — это история о защитниках южных границ Руси.

В основу сюжета легли события 1570-х годов, когда крепость, один из ключевых форпостов государства, подвергалась частым нападениям, но ни разу не была сдана врагу.

© Иллюстрация РИА НовостиЗачем историческому музею VR-экспонаты

Директор музея-заповедника Владимир Гриценко считает, что использование новых технологий помогает дополнительно привлечь внимание молодой аудитории к экспонатам музея, повысить вовлеченность и глубину восприятия информации.

«Мы считаем VR перспективным механизмом в музейной деятельности: этот формат позволяет нам заинтересовать молодежь и говорить с ней на одном языке»

Владимир ГриценкоДиректор Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

VR-проект «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань» продолжает традиционную экспозицию и рассказывает о сражении защитников Епифанского острога с крымчаками. В ходе прохождения VR-реконструкции пользователь решает многочисленные головоломки, разрабатывает оборонительную тактику вместе с епифанцами, учится меткой стрельбе и быстрой зарядке старинной пищали.

© Иллюстрация РИА Новости

Сюжет поделен на четыре главы — прохождение каждой длится около десяти минут и сопровождается историческими диалогами, захватывающими механиками и анимированными сценами. В разработке VR-проекта участвовали научные сотрудники музея-заповедника «Куликово поле», так что имя каждого персонажа, предметы быта и окружения – исторически достоверны.

«Битва за Епифань» — это результат совместного труда научных сотрудников музея, журналистов, VR -разработчиков и 3D-дизайнеров.

Что происходит в Епифани

В начале VR-реконструкции пользователь оказывается внутри Епифанского острога и становится участником событий XVI века. Первая его задача — помочь воротнику Фоме Лаврентьеву прочитать письмо, которое передал гонец.

Во второй главе пользователь перемещается в проездную башню Епифани. Враг уже совсем близко. Колокол звенит, защитники острога готовятся к бою… Но закрыть ворота Епифани никак не получается. Вместе с воротником Тимошкой Петровым необходимо придумать, как не дать крымчакам попасть в острог.

i

Проездная башня Епифанского острога

Проездная башня острога достигала в высоту 30 метров. Внутри было семь этажей («боев»). Рычаг, отвечающий за ворота, находился на втором. Здесь же, в проездной башне, висел вестовой колокол. Его звон служил сигналом для епифанских служилых и посадских людей. По зову вестового колокола народ собирался в крепости. Иногда по случаю благой вести. Однако чаще колокол звонил, когда к острогу приближался враг. В этом случае все стрельцы и затинщики поднимались на башню. Каждый из них занимал свое место, откуда вел огонь по наступающему противнику

© Иллюстрация РИА Новости

Ворота крепости наконец-то закрыты, пришло время обороняться. В третьей главе пользователь знакомится с устройством исторических весов — на них нужно отмерить необходимое количество пороха. Порой исход битвы зависел от того, насколько быстро стрелец справится с подобной задачей.

Если присмотреться, на каждой гире можно рассмотреть какие-то точки. Что именно они значат, пользователю подскажут информационные записки, которые спрятаны в предыдущих сценах.

i

Система мер в XVI веке

В XVI веке действовала система мер, непривычная для современного времени: бер­ко­вец, пуд, фунт, лот, зо­лот­ник, до­ля. Один пуд равнялся 16,38 килограмма, а один фунт — 0,41 килограмма. Лот, в свою очередь, был равен 12,81 грамма, золотник — 4,27 грамма, а доля — 0,044 грамма.

Финальное задание — метко поразить всех противников, которые подобрались уже совсем близко к крепости. Для этого нужно освоить этапы зарядки пищали — на Руси с XIV до середины XVIII так называли все огнестрельное оружие со стволами средних и длинных размеров.

i

Пищаль

Считается, что слово «пищаль» произошло от «пищать», ведь именно такой звук издается при выстреле. Заряжали пищаль обычно несколько минут: сперва необходимо было очистить ствол от нагара банником, затем засыпать порох. Далее — вставить пыж (небольшой кусок ткан), утрамбовать шомполом, вставить пулю, поджечь фитиль в курке и нажать на спусковой крючок.

© Иллюстрация РИА НовостиГде посмотреть VR-проект про битву за Епифань

Проект появится в музее-заповеднике «Куликово поле», который находится в деревне Моховое Тульской области. Новая реконструкция станет составной частью экспозиции «Епифань. Крепость на границе поля».

Также VR-реконструкция «Ворота Куликова поля. Битва за Епифань» доступна на платформе Steam. Скачать ее можно бесплатно.

Другие исторические VR-проекты РИА Новости

Предыдущий совместный проект РИА Новости и музея-заповедника «Куликово поле» — «VR-археология: тайны Куликова поля» стал первым VR-проектом, получившим национальную «Премию Рунета». В нем пользователь перевоплощается в современного археолога, реставратора и реконструктора, а также оттачивает мастерство стрельбы из боевого лука по разным видам мишеней.

«Эти продукты — палочки-выручалочки для учителей истории. Как мне кажется, они должны войти в школьную программу, если наша цель, чтобы проект стал предметом любви к родине»

Лариcа БурановаДепутат Госдумы Федерального собрания РФ

РИА Новости создает документальные VR- и AR-проекты с 2018 года. Агентство является лауреатом более 30 международных и федеральных премий, а также регулярно демонстрирует свои разработки на крупнейших площадках и интерактивных экспозициях страны: в Госдуме, ЦВЗ «Манеж», Историческом музее (ГИМ), ВДЦ «Орленок», на Российской креативной неделе, ВДНХ, Geek Picnic и других.

По мнению министра культуры РФ Ольги Любимовой, исторические VR-проекты РИА Новости помогают популяризировать отечественную историю.

«Важно, чтобы молодые ребята интересовались историей, и главное, знали прошлое своей страны. С использованием продвинутых технологий виртуальной реальности можно создавать документальные реконструкции событий»

Ольга ЛюбимоваМинистр культуры РФ 

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев отметил не только просветительскую, но и не менее важную — воспитательную роль исторических VR-проектов.

«Мы успешно входим в пространство, необходимое нам в деле воспитания подрастающего поколения, в борьбе на идеологическом фронте за правильное представление об истории, за сохранение нашей идентичности. VR-реконструкция „Ворота Куликова поля. Битва за Епифань“ учит нас тому, что только от каждого из нас зависит конечный исход любой истории»

Дмитрий КиселевГенеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» 

Ознакомиться с остальными проектами можно по ссылке.

 14:00 01.12.2023
Нравится
Не нравится
18:32
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
На развитие сайта и покупку дополнений и информации. В дальнейшем будет в бесплатном доступе. Кто поддержит проект получит Vip доступ на срок Donate
Собрано 0% / 0 из 5000