Мы сразу определили, что четко артикулируем тему фестиваля. В прошлом году это были сказки, а в этом – танец и слово.
Генеральный директор Концертного зала Зарядье, дирижер Иван Рудин© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье– В рамках фестиваля запланировано несколько мультижанровых спектаклей, которые стали часто появляться в вашей афише. Например, недавно прошел проект #ОпераМарафон, который представил одноактные оперы в постановках молодых режиссеров. Это новое направление вашей работы?– #ОпераМарафон был не совсем мультижанровым, это были почти полноценные оперные постановки с мимансом, акробатами, сменой оформления сцены. Артисты были одеты в костюмы, а участвовавшие оркестры сидели в яме, наш зал это позволяет делать. На самой сцене были сделаны разные уровни, хоры располагались на верхнем ярусе. Это было фактически пять полноценных оперных спектаклей.– В Москве несколько активно работающих оперных театров, зачем концертному залу заходить на эту территорию?– Возможность ставить оперные спектакли для нас определили «основатели» Зала Зарядье, спроектировав здесь оркестровую яму. Эта возможность дана, а значит мы должны ей пользоваться. Мы не претендуем на оперный репертуар. Нет, у нас его нет. Мы дали молодым режиссерам оперного театра возможность эксперимента.Довольно долго и подробно команда кураторов отбирала финалистов – пять из 50 человек. Мы собрали блестящий состав исполнителей, звездных солистов и замечательные хоры.Это проект, который возможности зала адресует для раскрытия потенциала молодых режиссеров. Мы остаемся в своей концертной нише, но не использовать наши ресурсы было бы неразумно и даже безответственно.
Зал Зарядье – одна из главных культурных институций страны. Люди, которые выступают здесь потом пишут об этом в своих биографиях. Поэтому нам хотелось бы не только быть сопричастными судьбе исполнителей, но и способствовать тому, чтобы количество режиссеров и других специальностей в сфере музыкального театра возрастало также и в связи с нашей деятельностью.
– Проект называется #OperaCall (#ОпераМарафон – специальный проект Зала Зарядье, посвящённый 150-летию со дня рождения Рахманинова. В рамках проекта в течение двух дней были исполнены все оперы Рахманинова и опера «Иоланта» Чайковского в постановке молодых режиссёров, победителей творческого состязания #OperaCall –прим.ред). Он вновь запланирован на будущую весну и пройдет для молодых певцов. Каждый раз мы будем проводить его по-разному. Уже определена опера для постановки, и этому будет предшествовать несколько месяцев большой кропотливой работы по изучению молодыми певцами материала и языка (опера будет на немецком). Мы будем способствовать тому, чтобы это было сделано качественно, с языковой практикой. Режиссерско-постановочная группа на сей раз будет не экспериментальная.– Есть ли идея распространить проект дальше на молодых композиторов, если брать все составляющие оперного спектакля?– Новые сочинения постоянно пишутся, и регионы, кстати, активно их заказывают. У нас такая большая страна, что мы не всегда хорошо знаем, что и где происходит. Могу точно сказать, что новые оперы заказывают Чебоксары, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург.Проект #ОпераМарафон© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеЗал Зарядье также ведет эту работу, премьеры звучат и на нашей сцене. Я больше понимаю, как устроить поддержку в сфере исполнительских искусств и также понимаю, что в сфере создания новых произведений – это более сложный и спорный вопрос. Эффект будет тоже спорный, а противоречий будет много.Вы правы, что может быть, не так много появляется новых опер и сочинений, которые получают мировое признание. Обратите внимание: на Западе практически каждый концерт или гастроли крупного оркестра всегда связаны с премьерами сочинений, написанных специально для тура. Но как долго эти сочинения живут потом? Едва ли.И дальше возникает вопрос – важны ли квоты на новые сочинения? Мы поддерживаем профессиональные проекты в этой сфере, даем возможность играть премьеры, идем на эти риски. Сами заказываем сочинения: для открытия года Рахманинова заказывали сочинение Алексею Ретинскому, сотрудничаем с Сергеем Ахуновым.© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеКонцерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
Концерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеПублика в фойе Концертного зала Зарядье во время I Московского Зимнего музыкального фестиваля
Публика в фойе Концертного зала Зарядье во время I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеКонцерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
Концерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье1.Концерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье 2.Публика в фойе Концертного зала Зарядье во время I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье 3.Концерт в рамках I Московского Зимнего музыкального фестиваля
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье– Как раз на фестивале состоится премьера «Литургии» Сергея Ахунова. Что это за произведение?– Сергей работал над ним последние два-три года. Он пришел ко мне с партитурой, и с тех пор мы стали думать о том, чтобы сделать эту премьеру у нас. Я ему за это благодарен и очень жду, что получится.Не знаю, насколько правильно говорить о сочинении, которое еще не звучало. У Сергея есть ясная идея этого произведения, а мне понятно, на чем он основывался. Это связано и с духовной музыкой, в том числе с музыкой Баха. Так что я предвкушаю эту премьеру. Она здорово укладывается в тему фестиваля «Танец». Ставить будет хореограф Ольга Цветкова.Линию мультижанровых спектаклей продолжит «Евгений Онегин. Лирические отступления» с участием Евгения Миронова и Марии Александровой (16 декабря), «Концерт для контрабаса с абсурдом» по произведениям Хармса (25 декабря), симфоспетакль «Кармен» с участием Евгения Князева (26 декабря). В рамках фестиваля состоится полусценическое исполнение оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» (24 декабря), дети увидят сказку-феерию «Щелкунчик» арт-проекта «Контрабас-Квинтет» (23 декабря). В этот же день вечером можно будет послушать программу «Характеры танца».
– Будет и еще несколько танцевальных премьер – это все современный танец?– Конечно. Мы вместе с Аллой Сигаловой делаем проект «Нунча», вдохновленный новеллой Горького в юбилейный год писателя. (Алла Сигалова – автор идеи и инсценировки, режиссер-постановщик и хореограф-постановщик спектакля – прим.ред) В название мы выносим его рассказ «Нунча», но звучать будет не только текст Горького. В постановке участвуют также замечательный танцор Игорь Цвирко, актриса Аня Чиповская, я отвечаю за музыкальную часть, это испанская, итальянская, русская, аргентинская музыка. Мне очень интересно работать с Аллой Михайловной, она совершенно незаурядный человек, тонко чувствует музыку.Еще одна премьера – первые гастроли musicAeterna Dance. В коллективе Теодора Курентзиса создаются разные направления, и танцевальная часть впервые посетит наш город в рамках Зимнего фестиваля. Хореограф постановки Владимир Варнава, и это не единственный наш с ним проект в рамках фестиваля.© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеАлла Сигалова, Анна Чиповская, Игорь Цвирко, Иван Рудин и Московский государственный симфонический оркестр покажут 7 декабря мультижанровый спектакль «Нунча» по новелле Горького.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеВладимир Варнава и musicAeterna Dance, Андрей Волосовский и Moscow Percussion Ensemble представят 8 декабря физическую драму Okho.
1 / 2Алла Сигалова, Анна Чиповская, Игорь Цвирко, Иван Рудин и Московский государственный симфонический оркестр покажут 7 декабря мультижанровый спектакль «Нунча» по новелле Горького.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье2 / 2Владимир Варнава и musicAeterna Dance, Андрей Волосовский и Moscow Percussion Ensemble представят 8 декабря физическую драму Okho.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеНаш «Щелкунчик» мы делаем с ним и драматургом Валерием Печейкиным, с которым мне тоже очень приятно работать, мы уже сотрудничали в проекте «Рахманинов. Я – здесь». Он очень музыкальный человек. А для нас, музыкантов, что может быть важнее, нежели быть понятыми, услышанными и говорить про музыку на одном языке? Дмитрий Пуговкин – режиссер, так что подобралась прекрасная команда.Не нужно ждать, что это будет «Щелкунчик» как в Большом театре. История у нас будет немного иная, осовремененная. Она предполагает видео оформление. Но в музыке Чайковского не будет никаких купюр или дополнений, за это я отвечаю. В любом случае, это история про чудо и праздничное настроение.Новогоднее оформление около Концертного зала Зарядье© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье– Как вы считаете, есть какая-то альтернатива «Щелкунчику» как главной новогодней сказке?– Это одна из великолепнейших партитур в истории музыки, одна из вершин творчества Чайковского. Она заслужено популярна во всем мире. Альтернативы, конечно, есть. Мы знаем, что в Вене, например, в Новый год звучит Штраус. У каждой семьи свои традиции. Зачем нам отказываться от «Щелкунчика», который является шедевром? И, учитывая нашу тему, – танец – это логичное завершение Зимнего фестиваля.Наша премьера состоится 31 декабря. Мы объявили о старте продаж, и билеты были проданы через пять часов. Объявили второй спектакль 31 числа и продали его за два дня. Люди звонили нам с вопросом, когда будут еще показы. И мы откликнулись на этот спрос, потому что это – наша ответственность. Даже несмотря на нагрузку артистов, а у нас один состав, мы поставили второй спектакль 31 декабря.Сейчас в афише есть еще два показа для семейной аудитории 3 и 4 января. Цены на эти даты ниже, и мы рассчитываем, что люди смогут посмотреть спектакль уже без предновогоднего ажиотажа.В рамках фестиваля дирижер Федор Леднев и Российский национальный оркестр исполнят редко звучащие произведения Дворжака и Копленда (15 декабря), выступит Страдивари-ансамбль Мариинского театра (21 декабря). Специальную праздничную программу готовит хор мальчиков и юношей Cantus (22 декабря), прозвучат «Вальсы и польки семейства Штраусов» (23 декабря). Мариам Мерабова представит программу «Джаз – детям» (24 декабря).
– А в составлении афиши, в целом, насколько вы следуете и учитываете запросы аудитории и продвигаете свою повестку?– Одно не работает без другого. Мы не можем поставить все 30 дней в месяц ни музыки Чайковского, ни Слонимского, ни Шостаковича. Мы учитываем в этом смысле реальность, хотя играть, может быть, хочется только Баха. При управлении программной политикой должны присутствовать разные вкусы, чтобы человек не уставал. Если ребенок будет есть все время сладкое, то у него заболит живот. Здесь тоже самое.Программа нашего фестиваля очень разная, слушатели могут выбрать концерт на свой вкус. Вместе с Хиблой Герзамава мы исполним последние четыре песни Рихарда Штрауса – сочинение, которое я считаю одним из самых глубоких и искренних в истории музыки, печальное и светлое одновременно. © Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье22 декабря Хибла Герзмава исполнит песни Рихарда Штрауса. В этом же концерте прозвучит музыка Вагнера, Моцарта и Шуберта.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеИгорь Бутман выйдет на сцену зала с Московским Джазовым Оркестром
25 декабря Денис Мацуев исполнит произведения Чайковского, Рихарда Штрауса, Скрябина.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье28 декабря в концерте «Бельканто-гала» оркестра La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени Пушкина под руководством Дмитрия Синьковского прозвучат отрывки из опер Россини, Доницетти и Беллини. Солисты – Венера Гимадиева, Яна Дьякова, Сергей Годин, Тигрий Бажакин.
1 / 422 декабря Хибла Герзмава исполнит песни Рихарда Штрауса. В этом же концерте прозвучит музыка Вагнера, Моцарта и Шуберта.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье2 / 4Игорь Бутман выйдет на сцену зала с Московским Джазовым Оркестром
25 декабря Денис Мацуев исполнит произведения Чайковского, Рихарда Штрауса, Скрябина.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье4 / 428 декабря в концерте «Бельканто-гала» оркестра La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени Пушкина под руководством Дмитрия Синьковского прозвучат отрывки из опер Россини, Доницетти и Беллини. Солисты – Венера Гимадиева, Яна Дьякова, Сергей Годин, Тигрий Бажакин.
© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеВыступят Игорь Бутман с джазовой программой и Денис Мацуев с сольным концертом. Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени Пушкина под руководством Дмитрия Синьковского выступит с программой «Бельканто-гала».Мы не забываем про детскую аудиторию вплоть до того, что готовим детский фестиваль весной. В марте он будет проходить каждые выходные, и к этому событию мы тоже готовим премьеру.
У нас в году два опорных фестиваля – зимний и летний. И есть фестиваль весной, тема которого может меняться. В прошлом году он был органным, а в 2024 году будет детским. К тому же в следующем году у нас пройдет линия русской музыки – отметим 220 лет со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 180 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.Новогодняя елка в фойе Концертного зала Зарядье© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала ЗарядьеМы считаем, что это наша ответственность и социальная обязанность – давать доступ к высококачественным культурным «продуктам», если это слово можно применить, как можно большему количеству людей. Сюда приходят не только москвичи, но и люди, которые приезжают из разных городов.Поход с семьей и возможность соприкоснуться с классической музыкой – это должно быть доступно.
Так что мы стараемся вести разумную ценовую политику, вплоть до того, что в новое концертное пространство цены у нас начинаются от 300 рублей. В январе пройдут концерты музыки ХХ века в Малом зале по специальной льготной цене. Даже на ажиотажные концерты мы предпочитаем поставить в афишу дополнительный вечер с такой же программой и выпустить в продажу билеты, а не взвинтить цены в два раза выше. И мы заранее объявляем старт продаж, чтобы слушатели были готовы. Например, так мы сделали с «Щелкунчиком».Этой осенью мы запустил специальную программу привилегий для наших гостей In Tempo, в которой есть три варианта участия. Это похоже на то, как работают авиакомпании или гостиницы. Мы, может быть, одна из немногих концертных площадок мира, которая идет по этой модели, благодарим наших постоянных зрителей за лояльность залу.Новогоднее оформление около Концертного зала Зарядье© Фото предоставлено пресс-службой Концертного зала Зарядье 10:04 04.12.2023
Нет элементов для просмотра
Нет мнений