На афишу выставки — «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» — вынесли древние названия армянской земли.
«В Бехистунской надписи царя Дария Армения упомянута на староперсидском как Армина, в эламском — как Харминуя, в нововавилонском — Урашту, то есть Урарту. На самой древней карте мира — Вавилонской — Армения тоже упомянута как Урашту, — пояснил директор историко-археологического музея-заповедника „Эребуни“ Микаэл Бадалян.
На афишу выставки — „Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина“ — вынесли древние названия армянской земли.
»В Бехистунской надписи царя Дария Армения упомянута на староперсидском как Армина, в эламском — как Харминуя, в нововавилонском — Урашту, то есть Урарту. На самой древней карте мира — Вавилонской — Армения тоже упомянута как Урашту, — пояснил директор историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» Микаэл Бадалян.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк1 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин«Для нас было важно, чтобы на выставке были представлены образцы доурартского и постурартского периодов: такой подход позволяет увидеть непрерывность и особенности древней Армянской цивилизации», — рассказал директор Музея истории Армении Давид Погосян.
Точкой отсчета для кураторов стали II–I тысячелетия до н.э. и традиции живших тогда древних племен Армянского нагорья. Верхней планкой обозначили становление древнеармянского искусства VI–IV века до н.э.
«Для нас было важно, чтобы на выставке были представлены образцы доурартского и постурартского периодов: такой подход позволяет увидеть непрерывность и особенности древней Армянской цивилизации», — рассказал директор Музея истории Армении Давид Погосян.
Точкой отсчета для кураторов стали II–I тысячелетия до н.э. и традиции живших тогда древних племен Армянского нагорья. Верхней планкой обозначили становление древнеармянского искусства VI–IV века до н.э.
© РИА Новости / Владимир Вяткин2 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкДиректор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева сделала акцент на том, как представлены изобразительные формы.
«Одна из вещей, которые поражают, когда начинаешь изучать древние артефакты, — это качество. Ты понимаешь, что сейчас найти вещи такого качества достаточно тяжело, — заметила она. — Их делал гончар очень высокого уровня».
В числе древнейших образцов — керамические сосуды из могильника Кармир-Берд. Их отличительная черта — монохромная геометрическая роспись, которая символизирует стихии. Завитки ученые трактуют как волны, треугольники — как горы, волнистые линии — как змеи, которые в те времена были связаны с дождем, грозой и даже Млечным путем. «Бабочку» или «двойную секиру» определяют как символ власти.
Директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева сделала акцент на том, как представлены изобразительные формы.
«Одна из вещей, которые поражают, когда начинаешь изучать древние артефакты, — это качество. Ты понимаешь, что сейчас найти вещи такого качества достаточно тяжело, — заметила она. — Их делал гончар очень высокого уровня».
В числе древнейших образцов — керамические сосуды из могильника Кармир-Берд. Их отличительная черта — монохромная геометрическая роспись, которая символизирует стихии. Завитки ученые трактуют как волны, треугольники — как горы, волнистые линии — как змеи, которые в те времена были связаны с дождем, грозой и даже Млечным путем. «Бабочку» или «двойную секиру» определяют как символ власти.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк3 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВместе с ГМИИ и армянскими музеями в подготовке были задействованы и другие российские институции, включая Государственный Эрмитаж и Государственный исторический музей, которые располагают значительной коллекцией артефактов периода Урарту. Традиции изучения истории этих земель в России давние: экспедиции начались еще до революции, в начале XX века. Реставраторы из Пушкинского музея и других помогали в сохранении уникальных фресок на территории Армении.
Вместе с ГМИИ и армянскими музеями в подготовке были задействованы и другие российские институции, включая Государственный Эрмитаж и Государственный исторический музей, которые располагают значительной коллекцией артефактов периода Урарту. Традиции изучения истории этих земель в России давние: экспедиции начались еще до революции, в начале XX века. Реставраторы из Пушкинского музея и других помогали в сохранении уникальных фресок на территории Армении.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк4 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкНа фото образец парадной металлопластики VIII века до н.э. Бронзовый шлем принадлежал царю Сардури II, а щит — его сыну царю Русе I. Последний искусно украшен самыми характерными зооморфными образами урартского искусства: львами и быками. Вещи посвящались богу Халди, верховному божеству царства Урарту.
На фото образец парадной металлопластики VIII века до н.э. Бронзовый шлем принадлежал царю Сардури II, а щит — его сыну царю Русе I. Последний искусно украшен самыми характерными зооморфными образами урартского искусства: львами и быками. Вещи посвящались богу Халди, верховному божеству царства Урарту.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк5 из 9© РИА Новости / Владимир ВяткинЛучники были основой армии Урарту. Их колчаны представляли собой несомкнутую бронзовую трубу. Тот образец, что сохранился лучше, не предназначался для использования в бою. Он украшен изображением колесниц и всадников и также посвящался богу Халди.
Лучники были основой армии Урарту. Их колчаны представляли собой несомкнутую бронзовую трубу. Тот образец, что сохранился лучше, не предназначался для использования в бою. Он украшен изображением колесниц и всадников и также посвящался богу Халди.
© РИА Новости / Владимир Вяткин6 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкПо ритуальному сосуду в виде сапожка можно сшить образец настоящей урартской обуви, рассказал хранитель коллекции Урарту и Кавказа, научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Рамиль Вергазов. По мнению ученых, изначально такие емкости были кожаными, а затем форма «перекочевала» в керамику.
По ритуальному сосуду в виде сапожка можно сшить образец настоящей урартской обуви, рассказал хранитель коллекции Урарту и Кавказа, научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Рамиль Вергазов. По мнению ученых, изначально такие емкости были кожаными, а затем форма «перекочевала» в керамику.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк7 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВ Москву привезли один из четырех «паспортов» Еревана — каменный блок с царской надписью Аргишти I о строительстве крепости Эребуни в 782 году до н.э. на территории столицы современной Армении. Экспонат весит порядка 300 килограммов.
В Москву привезли один из четырех «паспортов» Еревана — каменный блок с царской надписью Аргишти I о строительстве крепости Эребуни в 782 году до н.э. на территории столицы современной Армении. Экспонат весит порядка 300 килограммов.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк8 из 9© РИА Новости / Владимир Вяткин«Ситуация в мире меняется, культурный обмен становится все сложнее, и везти столь значительный объем важных вещей из одной страны в другую сейчас очень тяжело. Боюсь, что такой серьезный культурный обмен, включающий подлинники, мы в ближайшее время вряд ли увидим. Поэтому пользуйтесь случаем», — предупредила Елизавета Лихачева.
По ее словам, интерес к экспозиции большой: сборные экскурсии еще до открытия были проданы на 90 процентов. Выставка будет работать до 28 января.
«Ситуация в мире меняется, культурный обмен становится все сложнее, и везти столь значительный объем важных вещей из одной страны в другую сейчас очень тяжело. Боюсь, что такой серьезный культурный обмен, включающий подлинники, мы в ближайшее время вряд ли увидим. Поэтому пользуйтесь случаем», — предупредила Елизавета Лихачева.
По ее словам, интерес к экспозиции большой: сборные экскурсии еще до открытия были проданы на 90 процентов. Выставка будет работать до 28 января.
© РИА Новости / Владимир Вяткин9 из 9На афишу выставки — «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» — вынесли древние названия армянской земли.
«В Бехистунской надписи царя Дария Армения упомянута на староперсидском как Армина, в эламском — как Харминуя, в нововавилонском — Урашту, то есть Урарту. На самой древней карте мира — Вавилонской — Армения тоже упомянута как Урашту, — пояснил директор историко-археологического музея-заповедника „Эребуни“ Микаэл Бадалян.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк1 из 9»Для нас было важно, чтобы на выставке были представлены образцы доурартского и постурартского периодов: такой подход позволяет увидеть непрерывность и особенности древней Армянской цивилизации", — рассказал директор Музея истории Армении Давид Погосян.
Точкой отсчета для кураторов стали II–I тысячелетия до н.э. и традиции живших тогда древних племен Армянского нагорья. Верхней планкой обозначили становление древнеармянского искусства VI–IV века до н.э.
© РИА Новости / Владимир Вяткин2 из 9Директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева сделала акцент на том, как представлены изобразительные формы.
«Одна из вещей, которые поражают, когда начинаешь изучать древние артефакты, — это качество. Ты понимаешь, что сейчас найти вещи такого качества достаточно тяжело, — заметила она. — Их делал гончар очень высокого уровня».
В числе древнейших образцов — керамические сосуды из могильника Кармир-Берд. Их отличительная черта — монохромная геометрическая роспись, которая символизирует стихии. Завитки ученые трактуют как волны, треугольники — как горы, волнистые линии — как змеи, которые в те времена были связаны с дождем, грозой и даже Млечным путем. «Бабочку» или «двойную секиру» определяют как символ власти.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк3 из 9Вместе с ГМИИ и армянскими музеями в подготовке были задействованы и другие российские институции, включая Государственный Эрмитаж и Государственный исторический музей, которые располагают значительной коллекцией артефактов периода Урарту. Традиции изучения истории этих земель в России давние: экспедиции начались еще до революции, в начале XX века. Реставраторы из Пушкинского музея и других помогали в сохранении уникальных фресок на территории Армении.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк4 из 9На фото образец парадной металлопластики VIII века до н.э. Бронзовый шлем принадлежал царю Сардури II, а щит — его сыну царю Русе I. Последний искусно украшен самыми характерными зооморфными образами урартского искусства: львами и быками. Вещи посвящались богу Халди, верховному божеству царства Урарту.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк5 из 9Лучники были основой армии Урарту. Их колчаны представляли собой несомкнутую бронзовую трубу. Тот образец, что сохранился лучше, не предназначался для использования в бою. Он украшен изображением колесниц и всадников и также посвящался богу Халди.
© РИА Новости / Владимир Вяткин6 из 9По ритуальному сосуду в виде сапожка можно сшить образец настоящей урартской обуви, рассказал хранитель коллекции Урарту и Кавказа, научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Рамиль Вергазов. По мнению ученых, изначально такие емкости были кожаными, а затем форма «перекочевала» в керамику.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк7 из 9В Москву привезли один из четырех «паспортов» Еревана — каменный блок с царской надписью Аргишти I о строительстве крепости Эребуни в 782 году до н.э. на территории столицы современной Армении. Экспонат весит порядка 300 килограммов.
© РИА Новости / Владимир ВяткинПерейти в медиабанк8 из 9«Ситуация в мире меняется, культурный обмен становится все сложнее, и везти столь значительный объем важных вещей из одной страны в другую сейчас очень тяжело. Боюсь, что такой серьезный культурный обмен, включающий подлинники, мы в ближайшее время вряд ли увидим. Поэтому пользуйтесь случаем», — предупредила Елизавета Лихачева.
По ее словам, интерес к экспозиции большой: сборные экскурсии еще до открытия были проданы на 90 процентов. Выставка будет работать до 28 января.
© РИА Новости / Владимир Вяткин9 из 9– Вы были главой Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Чем именно отличается работа на такой должности в Пушкинском музее в сравнении с предыдущим местом? В чем, по-вашему, заключается специфика работы здесь, какие плюсы и минусы данной сферы можно назвать по сравнению с другими музеями?– Музей архитектуры очень компактный, маленький по сравнению с Пушкинским музеем. Пушкинский музей – гигант. Вместе с филиалами – 940 человек, 780 человек только в Москве. Это много работы, это другой состав коллекции, другой уровень представления этой коллекции. А, в целом, все то же самое. Сложнее работать, когда между тобой и исполнителем много людей находится, то есть вырастает цепочка принятия решений. Вторая специфика заключается в характере самого музея, потому что Музей архитектуры монотематический, а Пушкинский имеет гораздо больше тем и идей. У него другой масштаб – это главное отличие. Это и плюс, и минус. Плюс в том, что возможностей больше, минус в том, что у меня значительно меньше времени и значительно больше объема работы. Я сейчас иногда работаю по 14 часов в сутки, практически без выходных. Это бесконечный процесс.– Вы говорили, что Пушкинскому музею требуется ремонт. Что именно находится в непригодном состоянии? Когда планируете этим заняться?– Главное здание музея нуждается в ремонте и реставрации. Здание стоит без ремонта 111 лет. У нас течет крыша, у нас проблемы с подвалами, у нас проблемы с вентиляцией, внедренной 30 лет назад, она гудит как в вагоне метро. Здесь много проблем, а планируем этим заняться, когда достроим все остальное. Сейчас закрыть здание на ремонт – это фактически закрыть музей. Мы не готовы на это. Закончим стройку вокруг музея и начнем делать ремонт. Как только будет понятно, что здание достраивается, можно будет планировать реконструкцию.– Испытывает ли Пушкинский музей трудности с финансированием?– Конечно, любой музей, любая культурная институция испытывает трудности с финансированием. Если вам скажут, что трудностей нет – вам соврут. Вообще, содержать музей – дело дорогое. Музей никогда не выйдет на самоокупаемость, это все мифы. Музей может выйти на самоокупаемость только в одном случае, если он маленький и в нем висит условная «Мона Лиза», которая его кормит. Во всех остальных случаях музей – дорогое удовольствие. Содержание коллекций, содержание зданий под них, содержание людей, которые эти коллекции изучают – это все довольно дорого. Поэтому любые музеи всегда испытывают дефицит.Если вы спросите любого директора любого музея мира, что тебе больше всего нужно? Он скажет: «Денег и помещений». Пушкинский музей — не исключение. Более того, вся эта история со стройкой вокруг нас появилась, потому что Пушкинскому музею не хватает пространства.– Как планируется развивать «доступную среду» в Пушкинском музее? Сейчас в музее есть экскурсии, фильмы и экскурсии на русском жестовом языке, а также экскурсии с использованием тифлокомментариев. Планируете ли вы, помимо этого, ввести дополнительные меры, нацеленные на инклюзивность?– Это не только вопрос реконструкции здания. Все, что мы можем делать, не внедряясь в архитектуру здания, не нарушая предметов, мы делаем. У нас есть электронные подъемники, которые позволяют поднять коляску на любой этаж по лестнице, специально оборудованные туалеты для плохо ходящих людей и мам с детьми. В штате музея сейчас работает глухой сотрудник, приглашаем переводчиков русского жестового языка и тифлокомментаторов. В музее на выставках постоянно присутствуют тактильные макеты. Вся образовательная программа к выставкам переводится на русский жестовый язык и доступна для глухих. В этом году мы начали водить экскурсии для глухих в Учебном художественном музее И.В. Цветаева и Мемориальной квартире С.Т. Рихтера. Мы это делаем. В то же время капитально приспособить музей к людям с ограниченными возможностями можно только в ходе реконструкции здания. Тут других вариантов нет, потому что надо это проектировать и внедрять очень аккуратно. Когда Клейн строил это здание, никто не думал о таких вещах.– Как вы планируете развивать образовательно-просветительскую деятельность, которая проводится в музее?– Образовательный процесс в Пушкинском музее — очень давняя традиция. Пушкинский музей — это главный школьный и студенческий музей в стране. Что-то радикально менять, увеличивать, я не вижу смысла, здесь всё прекрасно работает, никакой модернизации я совершенно точно не планирую. Все традиционные форматы просветительской деятельности музея будут сохранены, возможно увеличены в масштабах. Мы пытаемся сейчас масштабировать наш опыт и перенести его на какие-то новые площадки, в том числе в новых регионах. Мы будем передавать опыт коллегам.Сейчас посещаемость музея ограничена, как ни странно, емкостью гардероба. Он очень маленький. Музей может принять больше людей, но зимой мы особенно ограничены, потому что гардероб маленький. Это вопрос уже таких капитальных переходов. Когда откроется новое здание и, например, в него будет перенесена библиотека, тогда ее помещение можно будет превратить в гардероб. И это сразу увеличит проходимость. Любое решение повышения посещаемости должно сопровождаться решениями по увеличению проходимости.– Какие планируются нововведения в музее? Ожидаются ли какие-то новые, интересные программы?– Пока никаких. Честно говоря, я не планирую никаких революций, это не в моих интересах, да и не люблю я революцию. Я хотела бы достроить здание, увести Главное здание на ремонт, привести его в порядок, вернуть сюда разработанную для этого здания постоянную экспозицию. Я мечтаю, чтобы музей процветал, чтобы в него ходили люди. Какой-то алгоритм действий для этого всегда можно выработать. Вводить же какие-то новые программы, придумывать что-то новое ради того, чтобы придумать что-то – это не мой путь. Я никогда так не делаю и никому не советую. Это называется имитация бурной деятельности. Любое действие, которое ты совершаешь, должно быть обдуманным и оправданным. Нельзя просто что-то делать ради действий.– Вы сказали, что Пушкинский музей планирует вернуть старую версию постоянной экспозиции. Какой она будет? Когда планируется реэкспозиция?– Это будет поэтапно. В течение всего следующего года мы будем постепенно возвращать постоянную экспозицию. К концу года экспозиция вернётся на второй этаж и на первом этаже она предстанет в том объеме, в котором она когда-то стояла. Это будет сделано в течение следующего года, начиная с апреля мы начнем открывать залы.Первой вернется французская живопись, приедут вещи с выставки, которая сейчас проходит в Эрмитаже. Дальше вернутся, скорее всего, итальянцы. Потом вернутся немцы с испанцами и фламандцами. Ну и в 31-й зал, который находится за Греческим двориком, вернутся нумизматы и графики, возобновим работу графического кабинета. Это поможет в освобождении залов на втором этаже. Предполагалось, что будет большой выставочный процесс и каждый раз таскать туда-сюда вещи, конечно, неудобно, поэтому решили глобально освободить место, урезав постоянную экспозицию.Я не сторонник масштабных выставочных проектов. Я считаю, что если ты не можешь рассказать что-то в трех залах, то ты и в 20 не расскажешь. Поэтому резать экспозиции надо, слишком большие выставки — это тоже плохо. А нам сейчас главное дожить до открытия Депозитарно-реставрационного и выставочного центра, потому что там будет большое выставочное пространство почти на четыре тысячи квадратных метров. Этого более чем достаточно, чтобы делать большие красивые качественные выставки. Но постоянная экспозиция музея важна. Она должна быть представлена в достаточном объеме для того, чтобы показывать и рассказывать историю мирового искусства, чем и должен заниматься музей.– Когда планируется открытие Депозитарно-реставрационного и выставочного центра?– Строители обещают закончить к концу 2025 года. Тут я ничего сказать не могу, это не от меня зависит.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений