«Это период слома одной формации, реалистической, и рождения эстетической модели XX века. Произведения в различных техниках — и акварель, и гуашь, и темпера, и пастель — позволяли живее реагировать на требования времени», — поясняет куратор, зав.отделом графики XVIII — начала XX века ГТГ Ирина Шуманова.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкПортреты на выставке «Герои и современники Серебряного века»© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкПортреты на выставке «Герои и современники Серебряного века»На художников влияли и символичный переход в новый век, «конец времени», и стремительное техническое развитие. Например, футуризм тесно связан с промышленным подъемом, а реализм практически отменила фотография.««Было предчувствие перемен, будущего, которое не определено. Это очень считывалось в художественном мире. Гибель старой схемы искусства XIX века, невозможность существовать в прежней эстетической модели ощущалась всеми», — считает эксперт.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкПосетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века»© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкПосетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века»Открывалось множество путей для дальнейшего развития искусства. Но все же это время порождало и тревожность, степень которой зависела от многих факторов: от возраста – до судьбы конкретного художника.Обнаженная модель и религиозные мотивыВ этот период возникали многочисленные выставочные объединения и журналы-манифесты: «Мир искусства», «Весы», «Скорпион», «Золотое руно». Они остро и порой весьма жестко полемизировали между собой.© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкКуратор выставки «Герои и современники Серебряного века» Евгения Илюхина© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкКуратор выставки «Герои и современники Серебряного века» Евгения ИлюхинаХудожники по-разному интерпретировали вечные мотивы: прогулки, фонтаны, аллеи. Тема царских выходов представлена на выставке работами Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского. «Картины по русской истории» отличались не только стилистически: в Петербурге ностальгировали по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб. Для Москвы же интереснее было наследие допетровской Руси.© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкПетербургские сюжеты© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкПетербургские сюжеты««Валентин Серов ввел в Училище живописи, ваяния и зодчества класс обнаженной женской модели. И насколько по-разному все это воспринималось! Традиционные кустодиевские купальщицы с крупными формами, острый рисунок Бориса Григорьева, почти классические реплики „Венеры с зеркалом“ Веласкеса и „Русская Венера“ Вера Судейкина. Это же многообразие идеала», — отмечает куратор Евгения Илюхина.
Ощущение трагичности эпохи, предчувствие катастрофы проявилось в использовании иконописных религиозных мотивов: «Серафим» Врубеля и «Голгофа» Филонова. В работе «Памяти Врубеля» менее известный Василий Денисов прямолинейно завершает за коллегу перевоплощение «Демона поверженного» – в «Демона летящего».© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкПосетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкПосетительница на выставке «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерееК проектированию и оформлению храмов привлекали лучших художников: Михаила Нестерова, Наталию Гончарову, Николая Рериха, Сергея Чехонина, Виктора Васнецова, Кузьму Петрова-Водкина. К сожалению, многое осталось лишь в графике.Арлекин как символ эпохиЭто уже четвертый проект выставочного цикла Третьяковки, посвященного культуре рубежа XIX-XX веков. Один из предыдущих — «Арлекины Серебряного века» — знакомил, возможно, с центральным образом эпохи.««Гении-художники Серебряного века выросли на представлениях странствующих арлекинов. Желание воспарить над действительностью, уйти от нее, – делало очень популярными ролевые формы поведения», — подчеркивает Евгения Илюхина.
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкВторой и четвертый — автопортреты Александра Яковлева© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкВторой и четвертый — автопортреты Александра ЯковлеваВ экспозиции – два автопортрета Александра Яковлева в образе Арлекина и Пьеро, портрет Зинаиды Гиппиус Льва Бакста, на котором она в образе, отсылающем к Оскару Уайльду. А также «Мистическое собрание» Николая Сапунова по «Балаганчику» Александра Блока.««В постановке Мейерхольда на сцене Театра Комиссаржевской в любовном треугольнике Арлекин — Пьеро — Коломбина угадывались реальные персонажи, которые сидели в зале: сам Блок, его жена Любовь Менделеева-Блок и Андрей Белый, — рассказывает Ирина Шуманова. — Арлекинада соединилась с реальной жизнью».
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкКуратор Елизавета Горелышева проводит экскурсию по выставке «Герои и современники Серебряного века»© РИА Новости / Максим БлиновПерейти в медиабанкКуратор Елизавета Горелышева проводит экскурсию по выставке «Герои и современники Серебряного века»Разные линии выставки замыкаются в финальной точке — композиции Юрия Анненкова «Распятый Арлекин».««С Арлекинами нельзя закончить раз и навсегда. Этот шлейф человека играющего – тянулся за многими представителями этого времени до конца их жизни», — отметила Ирина Шуманова.
Выставка открыта до 19 мая 2024-го.
Нет элементов для просмотра
Нет мнений